Вымысел Анатолий Шуклецов Захватывающая история редко бывает целиком правдивой.
Самуэль Джонсон.
18.1. Нет ничего прекраснее… Перед каждым художником лежат три пути: представить вещи как они есть; такими, как о них говорят и думают;
или, наконец, изобразить их такими, какими они должны быть. Аристотель. //
Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Антуан Сент-Экзюпери. //
Надо изображать жизнь не такою, какая она есть, и не такою, какая она должна быть, а такою, какая она в мечтах. Антон Чехов. //
Чтобы была правда в том, что описываешь, надо писать не то, что есть, а то, что должно быть. Лев Толстой. //
Отличительным признаком таланта, несомненно, является способность к выдумке. Оноре Бальзак. //
Выдумка – это возлюбленная разума. Юрий Олеша. //
Писательское искусство – вещь совершенно никчемная, если оно не предполагает видеть мир, прежде всего как
кладовую вымысла. Владимир Набоков. //
Не складна сказка письмом, складна вымыслом. Русская пословица. //
Первый раз я прочитал «Дон Кихота» девяти лет, и с тех пор перечитывал сотни раз. Мне кажется, что вторая часть книги
лучше первой. В ней персонажи претерпевают волшебные превращения, а первая часть – сплошной реализм. Хорхе Борхес. //
Реализм унижает искусство. Эмиль Золя. //
Тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман. Александр Пушкин. //
Мне неинтересно рисовать реальное. Гораздо увлекательнее выводить на холст образы, которые рождаются в моей голове.
Я изображаю мир не таким, каким вижу, а таким, каким мыслю. Пабло Пикассо. //
Я родом из тех, кто отмечен силой фантазии и пыланием страсти. Эдгар По. //
После истины, говорил мой учитель, нет ничего прекраснее вымысла. Антонио Мачадо-и-Руис. //
Сколько сломано перьев, сколько истрачено чернил, чтобы описать то, чего никогда не было. «Мидраш». //
Вымысел – единственная реальность. Федерико Феллини.
18.2. Писателю позволено всё… Подобно тому, как большое зеркало превращает одну комнату в две, погрузившись в размышления, ум человека
одновременно существует в двух измерениях – реальном и вымышленном. Гилберт Честертон. //
…для Бальзака его «творческие сны» были реальнее самой реальности. Каждый писатель немножко обманщик. //
Писатель, по самой природе своей, не в состоянии сказать правду, поэтому мы и назвали то, что он пишет,
вымыслом. Уильям Фолкнер. //
И чем больше его талант, чем ярче выражена его индивидуальность, тем более фантастична нарисованная им картина
жизни. Сомерсет Моэм. //
Писателя можно оценивать с трёх точек зрения: как рассказчика, как учителя, как волшебника. Все трое – сходятся
в крупном писателе, но великим он станет, если первую скрипку играет волшебник. Владимир Набоков. //
Писателю позволено решительно всё – при условии, что он способен заставить людей поверить себе. Я думаю, что
писатель может рассказывать всё, что ему вздумается. А чтобы узнать, поверят тебе или нет, нужно прежде
всего самому в это поверить. Габриель Маркес. //
Рассказываешь нескольким людям историю своей жизни – и сам начинаешь в неё верить. Алиса Белоусова. //
Читая поэму, роман, мы часто можем забыться и полагать, что описываемое происшествие не есть вымысел, но
истина. Александр Пушкин. //
Ложь расположена ниже правды, художественный вымысел – выше. Хуго Штейнхаус. //
…тот художественный вымысел, без которого невозможна настоящая литература. Без выдумки нет искусства. Недаром
совокупность написанного писателем именуют собранием сочинений. Юрий Нагибин.
18.3. Ложь поэзии правдивее… Все хорошие книги похожи друг на друга: они правдивее жизни. Эрнест Хемингуэй. //
Правда природы не может быть и никогда не будет правдой искусства. Не всё, что происходит в действительности,
покажется правдоподобным в литературном произведении. Оноре Бальзак. //
Правда всегда странна, более странна, чем вымысел. Джордж Байрон. //
Правда бывает удивительней вымысла, зато вымысел правдивее. Фредерик Рафейэл. //
Искусство – это ложь, открывающая нам правду. Пабло Пикассо. //
Не картина, но правда. Веласкес. //
Чаще всего человек говорит правду, когда фантазирует, и больше всего врёт, когда старается быть правдивым. Валентин Катаев. //
Настоящая правда всегда неправдоподобна. Для того чтобы сделать её правдоподобнее, нужно примешать к ней лжи.
Чтобы правда стала убедительнее, надо прибавить к ней хоть каплю вымысла. Фёдор Достоевский. //
Остерегайся говорить неправдоподобную правду. Томас Фуллер. //
Верь, что ложь поэзии правдивее правды жизни. Оскар Уайльд. //
Правдиво, как вымысел, и невероятно, как сама жизнь. Правда жизни не есть правда искусства. Реальное сочетается с
невероятным, а невероятное становится реальным. //
...убедительность исполнения. Зачастую вымысел выглядит более правдиво. Создали картину настолько достоверную,
что зритель воспринимает сцены фильма как документальные. На самом деле это художественное произведение,
допускающее различные толкования. Виктор Пронин. //
Ощущение невыдуманности истории было столь велико, что мне снова пришлось посмотреть обложку вашей книги,
чтобы увидеть слово «роман». Теперь я понимаю, почему она стала бестселлером, и по ней был снят сериал. Жорж Сименон – Юлиану Семёнову. //
Искусство способно быть более похожим на действительность, чем сама действительность. Максим Горький. //
Выдумка – нередко мать необходимости. Самуэль Батлер. //
Если хочешь рассказать интересную историю, поневоле приходится немножко отойти от привычного и повседневного. Анатоль Франс. //
Если хочешь помочь правде, подружись с ложью. Ассирийская пословица. //
От брака фантазии с желанием рождается нечто большее, чем дозволяет жизнь. Бальтасар Грасиан. //
Разница между реальностью и вымыслом? В вымысле должен быть хоть какой-то смысл. Томас Клэнси. //
Правда необычайнее вымысла: вымысел должен придерживаться правдоподобия, а правда в этом не нуждается. Марк Твен. //
Вымысел никогда не достигает странностей, которые иногда представляет нам жизнь. Владимир Соллогуб. //
Действительность не так слабонервна, как драматические писатели, она идёт до конца. Александр Герцен. //
Хорошо придуманной истории незачем походить на действительную жизнь. Жизнь изо всех сил старается
походить на хорошо придуманную историю. Исаак Бабель.
18.4. Без фантазии нет искусства… Нет на свете человека, который мог бы прожить, ни разу не погрузившись в фантазии, не отдавшись воображению,
ибо только в мечтаниях ум наш обретает отдохновение. Гилберт Честертон. //
Моя привычка легко отвлекаться от самого себя и уходить в мир фантазий всегда чудесно освежала и укрепляла меня
за сравнительно короткий срок. Чарльз Диккенс. //
Фантазия – это один из самых необходимых составных элементов творчества. Алан Силлитоу. //
Неизвестно ещё, у кого было больше фантазии, у великого поэта Шекспира или у великого математика Ньютона. Герберт Спенсер. //
Наука выигрывает, когда её крылья раскованы фантазией. Майкл Фарадей. //
Дар фантазии для меня значит больше, чем способность впитывать положительное знание. Альберт Эйнштейн. //
Без фантазии нет искусства, как нет и науки. Ференц Лист. //
Фантазия, как и воображение, необходима художнику. Константин Станиславский. //
Люди без фантазии никогда ничего не создадут большого и ценного, нового. Они живут наполовину, а человек с
фантазией проживает несколько жизней: за себя и других, в прошлом и будущем. Александра Коллонтай. //
Только одна фантазия может дать человеческому уму тот первый необходимый толчок, без которого летаргический
сон человеческой мысли навсегда остался бы ненарушенным. Дмитрий Писарев. //
То, что теперь доказано, раньше существовало лишь в воображении. Уильям Блейк. //
Фантазия лепит реальность, у выдумок есть право и возможность ожить. Хорошая научно-фантастическая идея отличается от обычной научно-технической лишь тем, что несколько опережает своё время. //
Фантастическое составляет сущность действительности. Выдумка сбывается любая. Фёдор Достоевский. //
В поединке между действительностью и фантазией сила не всегда на стороне действительности. Джон Стейнбек.
18.5. А это, правда, было?.. Вручая мне готовый отпечатанный экземпляр, машинистка сказала с трогательной наивностью: «Ну вот, теперь хоть знаю,
как всё это было на самом деле!..» Самый лестный отзыв на первый роман из цикла «Иосиф и его братья». Ведь на самом
деле я всё это выдумал. А впрочем, кто знает? Томас Манн. //
Сделай так, чтобы поверили. Николай Рерих. //
Кажется, эту историю я сам сочинил. Могла она быть или нет? Наверняка сочинил, а всё мерещится, что она именно где-то
случалась. На то я и романист, чтоб правдиво выдумывать. Фёдор Достоевский. //
Я особенно горжусь, когда меня спрашивают: а это, правда, было? Когда знакомые и родственники добавляют пояснения к
моим рассказам, уточняют факты по своим воспоминаниям. Это значит, они принимают мои измышления за реальность. Сергей Довлатов. //
Если и неправда, – то хорошо придумано. Джордано Бруно. //
Расту в рассказах от были к небылицам похожим на быль. Ох, я им и вру! Такое воображаю, что иногда сам не знаю,
чем кончить. Но всё на основе действительно происшедших событий. Олег Куваев. //
Люди любят присочинить. Морские новеллы и без вымысла? Не любо – не слушай, а лгать не мешай. Даниель Дефо говорил:
правдивая ложь. Рассказ не будет интересным, если повествовать только правду. Солги, но так, чтобы тебе поверили. //
Первый раз обманешь – поверю, второй – снова поверю, третий – вновь поверю. И так до тех пор, пока ты не
перестанешь врать. Николай Векшин. //
Правда без выдумки – как самолёт без горючего. Михаил Пришвин.
18.6. Слить реальность с выдумкой… Внешнее правдоподобие выдуманных историй и вкрапленные в них достоверные подробности нужны рассказчику, чтобы увлечь
слушателя, а заодно и себя самого. Джон Стейнбек. //
Первое правило искусства прозы: описывай экстремальное так, словно речь идёт об обычном. Скотт Фицджеральд. //
Дело поэта не в том, чтобы выдумывать небывалую интригу, а в том, чтобы происшествие даже невероятное объяснить
законами жизни. Александр Островский. //
Чем необычнее рассказанная история, тем реалистичнее должен быть рассказ. Нужно зашифровать невидимое и
чётко обрисовать контуры невероятного. Достоверность возникает лишь в том случае, если автор окружает тайну
приметами повседневности. Андре Моруа. //
Небывалое в былом, былое в небывалом. Владимир Даль. //
Чем более необычайное событие описывается в рассказе, тем более обычными реальностями надо его окружить. Фазиль Искандер. //
Слить самую обыденную реальность с самой неистовой выдумкой. Жюль Ренар. //
Переплетение вымысла и реальности, из-за чего реальность предстаёт предельно ярко и впечатляюще, появилось в моих
произведениях благодаря Гоголю, научившему меня этому. Кобо Абэ. //
Писатель должен пользоваться необыкновенным только для того, чтобы привлечь внимание и начать разговор о самом
обычном. Александр Грин. //
Восхищаясь точностью деталей и реалистической достоверностью работ, неискушённый зритель и не подозревает, что Иван
Айвазовский практически никогда не писал с натуры, не делал эскизов к картинам и очень редко пользовался
подготовительными набросками. Не прихоть гения, а принципиальная позиция. Большинство созданных образов моря рождены
воображением художника. //
Логика приведёт тебя от А к Б. Фантазия доставит тебя куда угодно. Альберт Эйнштейн. //
Что по-настоящему трудно – это создать нечто действительно правдивое, а иной раз и более правдивое, чем сама правда. Эрнест Хемингуэй.
18.7. Ряд выдуманных событий… Фантазия имеет свои собственные законы, которыми не может и не должен руководствоваться рассудок. Не создавай
фантазия непостижимого для рассудка, ей была бы грош цена. Иоганн Гёте. //
Для того чтобы выдумка могла доставить мне удовольствие, в ней должно быть нечто странное для меня самого. Жак Лакан. //
Когда воображение берёт верх над рассудком, фантазия разыгрывается и показывает нам странные картины. Вальтер Скотт. //
Фантазия – это своего рода такой паровик, что дай Бог только, чтобы котёл не лопнул. Иван Гончаров. //
Факты и вымысел в моих книгах так перемешаны, что сейчас, оглядываясь назад, я не всегда могу отличить
реальности от мира своих фантазий. Сомерсет Моэм. //
Что взаправду было и что миром сложено – не распознаешь. И небыль, да в быль поворотят. Владимир Даль. //
Фантазия – это всего лишь память, освобождённая от оков времени и пространства. Самуэль Кольридж. //
На три четвёртых наша жизнь – это воображение и вымысел. Симона Вейль. //
Там, где кончается документ, там я начинаю. Юрий Тынянов. // .
18.8. Выдумывай с истиной сходно… …правдоподобное неправдоподобие; фантасту Брэдбери веришь больше чем иному реалисту. //
Вымысел тем лучше, чем он правдоподобнее, чем больше в нём возможного и вероятного. Произведения, основанные
на вымысле, надлежит писать, упрощая невероятности, сглаживая преувеличения и приковывая внимание читателя.
Чтобы они захватывали, восхищали и развлекали. Но всего этого не достигнет тот, кто избегает правдоподобия и
подражания природе, а в них и заключается совершенство произведения. Мигель Сервантес. //
Нетрудно выдумать зелёное солнце, трудно выдумать мир, в котором это солнце выглядело бы естественно. Джон Толкиен.
18.9. Зритель требует преувеличения… Преувеличение – синоним искусства. Кто-кто, а творцы невероятного не страдают от перемен. От времени гинут именно
точные писатели, дотошно подмечавшие каждую чёрточку этого преходящего мира. Очевидно, что факт более хрупок,
нежели мечта. Мечта держится две тысячи лет. Например, все мы мечтаем о совершенно бесстрашном человеке, и Ахилл
жив по сей день. Но мы совсем не знаем, возможен ли такой человек. Реалисты той поры забыты, и некому нам рассказать,
сильно ли преувеличил Гомер храбрость Ахилла в бою. Выдумка пережила факт. Гилберт Честертон. //
Зритель требует, ждёт от тебя сильного преувеличения. Борис Валеджо. //
Журналистский трюк, часто применяемый и в литературе. Если ты скажешь, что в небе летают слоны, тебе не поверят.
Скажи, что в небе летают четыреста двадцать пять слонов, – и, вероятно, поверят. Габриель Маркес. //
Самые прекрасные – те произведения, в которых меньше всего материального. Гюстав Флобер. //
…чем чуднее, тем лучше. Александр Островский. //
Что может быть логичнее безумной, красивой, абсолютно неправдоподобной случайности. Сергей Довлатов. //
Я поверю чему угодно, лишь бы оно было совсем невероятным. Оскар Уайльд. //
Ни одного ребёнка не может захватить сказка, если она не пугает. Туве Янсон. //
Главное было придумать великанов и лилипутов: всё остальное не составляло труда. Самуэль Джонсон. //
Способ быть идеальным состоит в том, чтобы писать правдиво, а писать правдиво, можно только выбирая и преувеличивая.
Всё дело в том, чтобы преувеличивать гармонично. Гюстав Флобер. //
18.10. Ври напропалую… Бескорыстное враньё – это не ложь, это поэзия. Сергей Довлатов. //
Хороший рассказчик всегда немного врун. Самые плохие – те, кто боится, что им могут не поверить. Борис Пастернак. //
Владимир Гиляровский потому и стал «королём репортёров». Враньё талантливого человека правдивее любой правды.
Кому нужна твоя настоящая правда? Ты выдумай так, чтобы читать было интересно. Соври красиво, сочинитель! Писать
надо не правду, а правдоподобие. Красиво не соврать – истории не рассказать. Марта Гелхорн, третья жена Хемингуэя,
называла своего мужа величайшим вруном. //
Люблю работать не памятью, а воображением. Сергей Залыгин. //
Натуру я не обожаю, люблю выдумку. Но как часто факты убеждают меня, что я прав в своей догадке. Леонид Андреев. //
Те вещи, сюжеты которых мне пришлось выдумать, не уступали в своей жизненной достоверности сюжетам
подлинным. Василь Быков. //
Удивительно: главы, написанные на основании человеческих документов, выхваченных из жизни, кажется, не производят
впечатления. Зато главы чистого воображения, которые я слегка презираю, захватывают мою маленькую публику. Эдмон Гонкур. //
Прекрасное в искусстве всегда правдиво, однако правдивое не всегда прекрасно. Эрнст Ритшель. //
Белеет чистая страница и манит с ней вступить в игру; ещё мне многое приснится, ещё немало я навру. Игорь Губерман. //
Красивая ложь? Внимание! Это уже творчество. Станислав Лец. //
Хорошо, когда кто врёт весело и складно. Александр Твардовский. //
Разумеется, кое-что необходимо выдумывать, чтоб подсолить жизнь, когда она слишком пресна, подсластить гнетущую.
Но следует найти точную меру. Есть очень хорошее правило, ограничивающее выдумку: «Солги, но так, чтоб я тебе
поверил». Максим Горький. //
Литература всегда является слиянием правды и вымысла, смесью истины и прикрас. Художественность в их верном соотношении.
Совершенство в искусстве – это уменье распределить в правильной пропорции реальное и вымышленное. Эдмон Гонкур.
18.11. Высшее бытие факта… Факты бытия просты и тривиальны. Лишь наша фантазия способна их оживить. Эрих Ремарк. //
Для художника факты интересны тем, что их не обязательно придерживаться. Реальность – лишь условия игры для
человеческой фантазии. Даниил Гранин. //
Факт, взятый без изменения, есть факт без воздействия. Николай Тихонов. //
Писателю отказано в «подлинности». Ролан Барт. //
Чем больше ты стремишься подражать действительности, тем скорее скатишься к подделке. Федерико Феллини. //
Факт, для того чтобы быть правдивым, должен копировать вымысел. Джек Лондон. //
У всякого нормального человека бывает период, когда он предпочитает вымысел – факту, ибо факт – это то, чем он
обязан миру, в то время как фантазия – это то, чем мир обязан ему. Гилберт Честертон. //
Сказка – высшее бытие факта. Евгений Богат. //
Изучение биографии автора – самый пустой и ложный путь к познанию его работ. Только сам Господь мог бы показать
нам истинную связь между фактами личной жизни и творениями писателя. Джон Толкиен. //
Правда жизни в художественном произведении – это обязательное соединение реальных фактов с творческим домыслом
писателя. Домысел обязателен, но он не может заменить собой основу из фактов. Образцом подлинного искусства, где
фантастика соединяется с жизнью органично и нерасторжимо, Достоевский считал «Пиковую даму» Пушкина. //
Удел среднего писателя – раскрашивать клише. Он не замахивается заново изобрести мир. Лишь пытается выжать всё
лучшее из заведённого порядка вещей, из апробированных другими шаблонов вымысла. Он способен выстроить лишь
разнообразные сочетания в заранее заданных рамках. Настоящий писатель заставляет планеты вертеться. Владимир Набоков. //
18.12. Вымысла не существует… Писатели никогда ничего не выдумывают. Оноре Бальзак. //
Справедливо, что жизнь человека есть настоящий роман, который, при мужественном содержании, доставляет воображению
более высокое удовольствие, чем всякий вымысел. Ральф Эмерсон. //
Нет ничего фантастичнее самой реальности. Фантастика – это наша реальность, доведённая до абсурда. Рэй Брэдбери. //
Вымысла не существует. Всё, что мы пишем, почерпнуто из пережитого нами, или же мы наблюдаем, как это пережили
другие. Эрнест Хемингуэй. //
Как говаривал Василий Суриков, ничего от себя, все от жизни. //
Я никогда ничего не создавал в воображении и не имел этого свойства. У меня только то и выходило хорошо, что взято
было мною из действительности. Николай Гоголь. //
Литературное произведение никогда не возникает в отрыве от реальной жизни. Даже фэнтэзи, моделирующее
невозможные в истинном мире сущности, полностью отталкивается от жизни, создавая своего рода антиреальность.
Для реалистической же литературы связь с жизнью настолько естественна, что является корреляционной. Вопрос
лишь о тесноте привязки. Некоторые авторы считают образцовым произведение, в котором вообще нет вымысла.
Но это бытописательство, а не литература. Гнать же чистый вымысел, да еще не владея материалом, есть пошлейшая
литературщина, другая крайность. И только вымысел, опирающийся на реальность, в их оптимальном сочетании,
не будучи ее копированием, позволяет создавать литературу. Виктор Улин. //
Жизнь куда хитрее на выдумки самого хитрого выдумщика. Михаил Булгаков. //
Нет сказок лучше тех, которые создаёт сама жизнь. Ханс Андерсен. //
Одно мгновение человеческой жизни – факт столь изумительный, что перед ним тускнеет любой вымысел. Ральф Эмерсон. //
Действительность бесконечно разнообразна, сравнительно со всеми, даже и самыми хитрейшими, выводами отвлечённой
мысли. Фёдор Достоевский. //
Вообще писатель никогда ничего не выдумывает. В любом замысле так или иначе трансформируется живая жизнь. Юрий Казаков. //
18.13. Когда я был моложе… Были дали голубы, было вымысла в избытке, и из собственной судьбы я выдёргивал по нитке. Булат Окуджава. //
Истинное воображение требует гениального знания. Александр Пушкин. //
В начале своей литературной деятельности я предпочитал вымысел. Позже я стал рьяным поклонником чистой реальности,
письма с натуры. Теперь, оставаясь верным реальности, я показываю её порой под определённым углом зрения, который
видоизменяет её, делает более поэтичной и придаёт ей фантастическую окраску. Эдмон Гонкур. //
Можно сделать правду столь же, даже более занимательной, чем вымысел. Лев Толстой. //
Выдумка – это особое искусство. Оно бывает свойственно молодости и с возрастом пропадает. Это естественно, потому что
для правдоподобной выдумки нужен жизненный опыт, а когда опыт накапливается, события теряют прелесть новизны,
перестают радовать и возбуждать воображение. Сомерсет Моэм. //
Когда я был моложе, я мог запомнить всё что угодно, неважно, было это на самом деле или нет. Марк Твен. //
Я – антисвидетель, ибо реальна для меня лишь фантазия, то есть то, что пропущено через моё индивидуальное
восприятие. Федерико Феллини.
18.14. Художественная правда…
Как часто при чтении романа показываются слёзы на глазах читателя, который прежде чем успеет сообразить, что всё это
не что иное, как вымысел, мгновенно поражается верным воспроизведением происшествия. Исаак Дизраэли. //
Над вымыслом слезами обольюсь. Александр Пушкин. //
Степень веры художника в надуманное им. Художественный вымысел должен быть таков, что в него веришь безоговорочно,
как в саму реальность. //
Ведь правда в природе даётся художнику только путём фантазии. Учёный ничего не создаёт, а открывает готовую и скрытую
в природе правду. Художник создаёт подобия правды. Наблюдаемая им правда отражается в его фантазии, и он переносит
эти отражения в своё произведение. Это и будет художественная правда. Иван Гончаров. //
Правда, рождённая в таинственных извилинах моего воображения. Валентин Катаев. //
Художественная правда создаётся писателем, как пчелою – мёд. От всех цветов понемножку берёт пчела самое нужное. //
Художник не может воспользоваться ни одним элементом действительности в найденном виде. Его создание во всех своих
частях должно быть идеальным, если как целое хочет иметь реальность и согласоваться с природой. Фридрих Шиллер. //
При передаче реальности как раз строгая реальность и невозможна. Всякая литература, по определению, более или менее
фантастична, то есть представляет скорее угол зрения автора, чем сами увиденные им вещи. Ана Бландиана. //
Поставим знак равенства между интуитивной догадкой художника и поэтическим вымыслом, – по существу это одно и
то же. Александр Гладков. //
Задача искусства не в том, чтобы копировать природу. Она в том, чтобы её выражать. Ты не жалкий копиист, но поэт!
Иначе скульптор исполнил бы свою работу, сняв гипсовую форму с модели. Ну, так сними её с руки своей возлюбленной.
Ты не увидишь ни малейшего сходства, это будет рука трупа. Тебе придётся обратиться к ваятелю, который, не давая
точной копии, передаст движение и жизнь. Нам должно схватывать душу, смысл, характерный облик вещей и существ.
Впечатления! Впечатления! Ни художник, ни поэт, ни скульптор не должны отделять впечатление от причины. Оноре Бальзак. //
…ибо драматургия – это вымысел. Для неё важна не правда, а впечатление. Необходимое условие для неё – тот
«временный отказ от неверия», о котором писал Кольридж. Сомерсет Моэм. //
18.15. И верно, да скверно… Что главнее – вымысел или действительность? Вымысел, конечно. Иосиф Бродский. //
Майн Рид выдумывает совершенно невообразимые вещи, но делает это так искусно и художественно убедительно, что я
всегда внимательно его слушаю. Эдгар По. //
Он хорошо умеет фантазировать правду. Не просто документально показывает, а поверяет искусством исторически
реального человека. Луи Арагон. //
Должно быть, он таков и был. А если и не был – теперь будет. Максим Горький. //
У плохого писателя прочтёшь: «Распахнулась дверь, и вошёл мужик…» И не веришь! А у Гоголя прочтёшь: «Отворилась дверь,
и вошёл чёрт…» Веришь! Самое невероятное и фантастическое изобразит правдивей реального. //
Дефо в «Робинзоне Крузо» и Сервантес в «Дон Кихоте» ближе к истине о человеке, чем «натуралисты», фотографы.
Правдоподобность для художника – дело опасное. Максим Горький. //
Искусство не любит абсолютной точности. Я делаю эскиз с натуры, один, второй, и бросаю их. Потом мысли назревают, и
вещь получается. Анна Голубкина. //
Будь правдив – это не значит: будь банально точным. Ромен Роллан. //
Я бы стыдился печататься, ежели бы весь мой труд состоял в том, чтобы списать портрет. Лев Толстой. //
Это дорога фотографиста. Надо как можно ближе подходить к натуре, но никогда не делать точь-в-точь. И верно,
да скверно. Как только «точь-в-точь», так уже опять не похоже. Много дальше, чем было раньше, когда почти
ухватил. Павел Чистяков. //
Секрет искусства в том, что оно исправляет природу. Франсуа Вольтер. //
Бессмысленно срисовывающий живописец, руководимый практикой и суждением глаза, подобен зеркалу, что отражает
все противопоставленные ему предметы, не обладая знанием их. Леонардо да Винчи. //
Мы, поэты, величайшие лжецы, что всегда говорят правду. Жан Кокто. //
О поклянись, что до конца дороги ты будешь только вымыслу верна! Владимир Набоков. ///
Полностью :
http://www.proza.ru/2012/09/09/24