Вячеслав Муругов: «Телевидение делается на кончиках пальцев»
– Вячеслав, скажите, пожалуйста, вы – единственный продюсер в нашей стране, который ведет свой Twitter сам? Есть официальные микроблоги всех каналов, но как живая персона в Twitter присутствуете только вы. Почему? Вы считаете, что сегодня все имеющиеся средства хороши, чтобы пиарить и продвигать телевизионный продукт?
– Хороший вопрос. С людьми, с аудиторией, со зрителями нужен контакт. Телевидение делается на кончиках пальцев, поэтому нужно использовать все рецепторы, чтобы ощущать сегодняшнее время. И Twitter помогает самому лично все воспринимать. У продюсера есть пять органов чувств. Это Twitter, Facebook, LiveJournal, iPhone и телевизор.
– Я вот все думала, назовете вы в этой пятерке телевизор или нет. Ведь это абсолютно новый язык, когда генеральный продюсер главного развлекательного телеканала, говоря о пяти органах чувств, упоминает телевидение в качестве средства доставки контента в последнюю очередь. А начинает разговор с Twitter, Facebook, LifeJournal и iPhone.
– Сейчас продюсер находится в более открытой позиции, нежели десять лет назад. Потому что раньше узнать о чувствах аудитории можно было только благодаря исследованиям. Сегодня же мы в Twitter пишем о проекте и получаем живую реакцию.
Но конечно, нужны все составляющие. И здесь кроме пяти органов чувств включаются остальные рецепторы. Информацию нужно правильно обработать, перевести на человеческий язык и грамотно ее применить. Телевидение – это та сфера, где оценки ставят каждый день. В онлайн режиме невозможно перейти на автопилот и приходится всегда учитывать дыхание времени. Поэтому главным, шестым органом чувств, у продюсера должна быть интуиция. Те пять, которые я назвал, – это то, что можно использовать. Шестое – это то, с помощью чего нужно принимать решение.
– Вы говорите, что на телевидении каждый день ставят оценки. Скажите, а сколько вы даете проекту для набора рейтинга? В этом сезоне на СТС было очень много премьер. Какие-то прошли более удачно, какие-то менее. Сколько времени вы даете продукту на разгон?
– Мы на СТС шутим, что канал иногда напоминает нам такого художника или поэта, который написал пару строк, скомкал и выбросил. Этот сезон начался в конце марта-начале апреля, и мы приготовили три наших главных премьеры. Это новый вариант «Папиных дочек», «Светофор» и «Закрытая школа». Понятно, что продолжение сериала «Папины дочки» делалось, чтобы поддержать всех поклонников данного бренда и порадовать молодую аудиторию. Это брендообразующий проект и все ждали его продолжения. Одновременно мы запустили сериал «Светофор».
В тот момент, когда мы перестраиваем канал и уточняем позиционирование на «молодых взрослых», перед нами стоит задача не попасть в аудиторию, а скорее ее сформировать. И это была главная задача нового сезона. Поэтому если «Папины дочки» попадают в привычную аудиторию, то задача «Светофора» – обновить лицо СТС. А «Закрытая школа» в этой триаде логично замыкает череду этих проектов. Это абсолютно необычный для СТС сериал-триллер, и в принципе свежее решение для нашего телевидения. «Закрытая школа» – наш джокер, который, судя по рейтингам, попал не просто в нашу аудиторию, а попал во всю страну.
– Для СТС – это минное поле, потому что наш канал всегда был сказочным и волшебным, на котором, может быть, плакали, но всегда понимали, что это слезы радости. А «Закрытая школа» для меня лично стала большим открытием. Это действительно страшно! Я бы сказала, что «Закрытая школа – это оборотная сторона «Папиных дочек». Как вы думаете, чем это можно объяснить?
– Я просто хочу строить не канал-анекдот, а канал-приключение. Здесь есть место и юмору, но есть место и иным жанрам, которые дарят зрителю другие эмоции. Поэтому я решил, может быть, отчасти радикально расширить жанровую составляющую СТС. Чтобы канал был большим, интересным, увлекательным и познавательным. Риск был осознанный, но он себя оправдал. В дальнейшем мы будем придерживаться подобной стратегии и удивлять жанрами. У нас сейчас готовится большое количество разнообразных и интересных проектов, а «Закрытая школа» – драйвер этого сезона.
– Лично меня всегда волновал один вопрос. Мне кажется, СТС никогда не удавалось серьезным языком разговаривать с 30-летними. Согласитесь, что неуспех сериала «Тридцатилетние» нас всех очень сильно напугал. «Светофор» – это еще одна попытка разговора с аудиторией «кому за 30»?
– «Светофор» в этом году однозначно станет знаковым проектом, и в этом даже сомневаться не приходится. Я думаю, что сегодняшний успех этого сериала говорит как раз о том, что о проблеме 30-летних серьезно говорить нельзя. «Тридцатилетние» были очень качественным продуктом, но ему в свое время не хватило юмора. В этот раз мы решили подойти к этой теме как раз через смех, и это сработало.
Понимаете, мы не делаем отдельно проект и не вбрасываем его в аудиторию, в надежде: клюнет или нет. Конечным итогом запуска трех сериалов является сбалансированная сетка и сочетание проектов. С тем праймом, который сейчас у нас есть, СТС представляет собой очень симпатичный развлекательный канал, который интересно смотреть всей семьей. И это еще не предел. Мне очень нравится то, что сейчас происходит, и я уверен, движение будет продолжаться.
– СТС в свое время дал стране Анастасию Заворотнюк. Она была не просто героиней сериала, она была национальным трендом. Но получается так, что все эти проекты дают героев только в контексте сериала. Они герои – лишь пока он существует. Как вы считаете, это время такое? Почему получается так, что при колоссальном успехе проекта его герои сами по себе звездами не становятся? Это такая тенденция?
– Это просто эффект телевидения: пока горит звезда, мы видим свет, когда она «умирает», мы еще какое-то время наблюдаем ее свечение, но это только вопрос времени. Все наши проекты, действительно, так или иначе, рождали героев. Основная задача телевидения сегодня – создание героев для всех поколений. Все хотят опираться на какой-то пример. Как только мы перестаем создавать героев, интерес к телевидению уменьшается. Поэтому я горжусь тем, что наш канал не смотрит в зеркало заднего вида, а идет дальше. СТС меняется. Наконец-то у нас появился секс в лучшем смысле этого слова. С экрана идет энергия. Это касается всего ансамбля наших проектов. Если перечислять все бренды прайм-тайма, то получится такая героическая смесь.
– Говоря другими словами, получается, что неудачный эксперимент с Анастасией Заворотнюк навел вас на мысль о том, что вместо того, чтобы экспериментировать со старыми звездами, нужно инициировать эксперименты с новыми? Я правильно Вас понимаю?
– Отчасти это верно. Я не мог не поддаться искушению, чтобы не прощупать аудиторию и с помощью фарса, и с помощью отчасти мыльной оперы, и – привычной драмеди. Но рано или поздно любой канал сталкивается с тем, что тема уже выедена дотла и в какой–то момент необходимо отступить, проанализировать ситуацию и пойти дальше. СТС всегда славился тем, что умел перегруппироваться и открыть новых звезд.
– Тогда не могу вас не спросить. В период звездного шествия Анастасии Заворотнюк на канале, ходили легенды об эксклюзивных контрактах звезд СТС. Как обстоят с этим дела сейчас?
– У нас есть не эксклюзивные контракты, а эксклюзивные отношения. Я считаю, что мир делится на людей добрых и добреньких. Добренькие дают деньги, а добрые дают возможности. Я очень добрый по отношению к нашим звездам и всем сотрудникам. Моя задача – дать людям возможность раскрыться. И я не оцениваю лояльность каналу в денежном выражении. И всем, кто вырос на канале СТС – и вы, Тина, наверное, меня в этом поддержите – я дал возможность выступить не только в качестве приглашенных звезд, но и в качестве продюсеров.
– Абсолютно с вами согласна, потому что, если бы не этот ваш принцип, передачи «Инфомания» сегодня бы не было. Весь ее успех вытекает из озвученной вами логики. Вернемся в онлайн. Телеканал СТС запустил приложение для iPhone. Зачем это нужно? Это социальная сеть для телезрителей нашего канала?
– Я вообще считаю, что нужно использовать философию соцсети, и когда-то уже называл СТС Социальной Телевизионной Сетью. СТС должен быть более общим каналом и должен присутствовать – виртуально и реально – на всех площадках и во всех сферах жизни нашего зрителя. Лояльности нашей аудитории можно добиться, только если она будет ощущать себя частью огромной семьи, которая выходит за рамки черного ящика, стоящего в углу. Мы будем строить большую социальную телевизионную сеть под названием СТС, и создание приложения для iPhone – это только один из шагов, который позволит нашим зрителям стать ближе к нам.
– СТС – первый телеканал, который запустил такой сервис?
– В России – да.
– Вы же понимаете, что меня волнует больше всего. Пользователи нашего приложения могут получить статус продюсера телеканала. Расскажите об этой возможности. Это такой аналог Foursquare или реальная возможность для сотрудников СТС занять ведущие позиции на канале?
– Ну, когда ты сидишь в кафе и пишешь, что стала мэром «Шоколадницы», это же неправда? (смеется)
– Это неправда, но скажу честно, очень возбуждает! Хоть «Шоколадницы», но все-таки мэр!
– Можно и так сказать. Это опять же идея о том, что мы даем возможности. Пожалуйста – почувствуйте себя продюсером! Все могут это сделать.
– То есть, в данном случае справедливо ли будет сказать, что если кто-то чаще других будет оказываться виртуальным «продюсером» СТС, он получит шансы на продвижение и офлайн тоже?
– Самую главную возможность – быть генеральным продюсером – я все-таки оставлю себе.
источник