Николай Токарев родился 22 июня 1971 года в семье, где отец - художник, а мама - музыкант.
Сама дата рождения говорит о том, что на свет появился человек с богатым внутренним потенциалом, разнохарактерностью, многогранностью насыщенной душевными метаниями и противоречиями, с волевым и целеустремленным характером. Все начинания Николая будут отмечены печатью оригинальности, огонь которой, не затухая, горит в душе, не позволяя остановиться на достигнутом.
Но это потом, а пока в 1978 году Коля Токарев пошел в первый класс, в обычную московскую школу № 803, где проучился до 8 класса.
«Меня вышибли школы после восьмого класса: и поведение плохое, и оценки. Вообще я не любил школу. Двор, пацаны, сигареты, мотоциклы - брали свое. В школе написали такую характеристику, что меня никуда не брали. Хотя, благодаря своей сестре я попал в театральную студию МГУ. В студии я просуществовал не долго, дошел до первых скромных репетиций Раскольникова, заболел гриппом и около 2 месяцев провалялся дома, и, почему то, после этого не вернулся в студию. Но пока болел дома, стал заниматься тем, о чем мой отец, художник по образованию, мечтал всю жизнь. Я стал рисовать. Ну и как-то, под чутким руководством отца и своей замечательной бабушки, матери отца, тоже художницы, втянулся, даже поступил в районную художественную школу №1, которая находиться в старинном особняке на Крапоткинской. Её то я благополучно и закончил параллельно с ПТУ № 98 (единственное место, куда меня взяли с моей характеристикой). Пытаясь поступить в Художественное училище им.1905 г., срезался на сочинении и потом три года неофициально учился во ВГИКе. Ходил на занятия, которые вел отец. Рисовал, писал, ездил на практику. Ни о каком актерстве даже и не подумал, если бы не моя другая бабушка (по материнской линии), Марина Всеволодовна Гаврилко, в свое время известная актриса театра, потом она ушла в кино на эпизодические роли, занималась озвучиванием зарубежных фильмов. Мы с ней никогда не виделись, общались только по телефону. И вот однажды, на 21 году моей жизни и на третьем году моих волонтерских занятий во ВГИКе, она вдруг заявила, что пришло время нам познакомиться. После нашей встречи наутро она перезвонила и убежденно сказала, что мне следует выбрать актерский мир, актерскую профессию. Что это - мое. Я согласился и стал готовиться. После 4х месяцев подготовки меня брали в Щукинское училище и в ГИТИС. Я выбрал ГИТИС»
Из ВГИКа Николай уходит на 4-м курсе и поступает в ГИТИС (на актерский факультет в мастерскую, Владимира Алексеевича Андреева).
«В ГИТИСе на курсе В.А.Андреева преподавали такие замечательные педагоги как В. Д. Тарасенко, Н. Х. Бритаева. Эти три человека приняли самое активное участие в формировании меня как на начинающего актер»
В 1996г. Николай становиться дипломированным актером, хотя к тому времени он уже целый год играет роли наряду с заслуженными артистами театра им. М.Н. Ермоловой.
Особенное влияние на становление творческой личности Николая оказала роль Хлудова в спектакле по М.А.Булгакову «Бег» в постановке В.Д.Тараненко «Это моя первая серьезная работа. За одно это я безумно благодарен В.А. Андрееву: за то, что он взял меня на свой курс, где я смог познакомиться с Тарасенко, а он, в свою очередь, предложил мне попробовать себя в этой роли. Не каждому актеру выпадает счастье начать свой творческий путь с ТАКОЙ роли"
В настоящее время Николай играет две роли, которые как он сам считает повлияли на созидательное восприятие им мира в целом и человеческих отношений в частности. Это роль Онегина в спектакле «Ужель та самая Татьяна?»...
«Для меня это серьезная роль. Огромное количество суждений, мыслей, догадок на сей счет. Есть пушкинский Эверест, и, может быть, к подножию мы приблизились, но наверх еще карабкаться и карабкаться. Я, предположим, себе нафантазировал, что детство у Онегина было прекрасным, месье ему все позволял, но вот того прогнали, Евгений на свободе, и все по-прежнему ему позволено - это один человек. А если представить, что в детстве ему все запрещали и, вырвавшись на свободу, он пускается в безумства? И тогда взаимоотношения с женщинами объясняются этой тягой к безудержной свободе. Но тогда и абсолютно другая усталость от этой свободы. Или вот этот трехлетний перерыв после смерти Ленского, когда Онегин исчез из жизни Татьяны. Где он был? Что он видел? Что с ним происходило в этот период? Были ли дуэли? У Пушкина об этом ничего не написано. А если он еще человек десять за это время убил? Для меня эта работа представляет некий объем внутри меня, который постоянно расширяется. И мне сложно из него вырваться. А там, в других образах, я уже не могу себе позволить поверхностно существовать, это уже неинтересно»
...и роль Римаса Патиса (спектакль «Не для меня...» в постановке Вадима Данцигера)
"С Римасом немного сложнее, это недавняя работа, ставшая очень дорогой. Просто потому что, я старался максимально приблизить к себе этот образ... Ну а все остальное для мемуаров..."
http://www.ntokarev.ru/bio.htm