Интервью с Леонидом Купридо...
Он живет между Минском и Москвой. В силу своей профессии часто бывает в командировках в разных городах бывшего Союза. Его имя хорошо знакомо всем, кто дружит с юмором. В свое время он был капитаном команды КВН БГУ, успех которой до сих пор так и не смогла повторить ни одна белорусская команда.
Не так давно он посетил Гомель в качестве председателя жюри межрегиональной лиги КВН “Полесье”. Мы не могли упустить возможности встретиться. И хотя времени было в обрез, он согласился на эксклюзивное интервью. Каких-то особых подходов к сегодняшнему герою нашей рубрики искать не пришлось, буквально с первых минут возникло ощущение, будто это “парень с нашего двора”. При внешнем столичном лоске и при том, что его лицо часто мелькает на телеэкранах, звездной болезнью он явно не страдает — контактный, доброжелательный, приятный собеседник.
Знакомьтесь, чемпион КВН, ныне редактор Высшей лиги международного союза КВН, руководитель сценарного коллектива телесериалов “Ускоренная помощь”, “Солдаты”, “Кадетство” и других, отец троих детей — Леонид КУПРИДО.
Профессия
— По образованию вы журналист. Но ведь писать сценарии к фильмам и сериалам, работать в КВНовском движении — это совершенно другая профессия. Полученные в университете знания пригодились каким-то образом?
— В бытность моего студенчества один из наших преподавателей говорил: “Я не учу журналистике, я учу журналистов”. И это не высокий слог, потому что прийти в вуз без журналистской жилки и ждать, что тебя этому обучат — нереально, я в этом убежден. Журналистика — это определенный склад ума, определенное мировоззрение. Что касается конкретно меня, то я всегда был гуманитарием: в школе были проблемы с точными науками, и не потому что “не догонял” — просто было неинтересно, я скучал на уроках алгебры, геометрии, химии, физики. Зато всегда было интересно писать сочинения, особенно на вольную тему, пускаться в какие-то фантазии, умозаключения. До сих пор помню, что на выпускном экзамене по литературе писал сочинение “На подвиг, на труд благородный нам силы Отчизной даны”…
— Если бы работали журналистом, какую тематику предпочли бы?
— Как говорится, история не терпит сослагательного наклонения. В 90-х годах я работал на кабельном телевидении в родном Солигорске, комментировал футбольные, баскетбольные матчи и другие спортивные состязания, и мне это очень нравилось.
КВН
— В прошлом году белорусский КВН отметил свое 20-летие. Вы сказали, что КВН является “лакмусовой бумажкой сегодняшнего дня”. Значит ли это, что при просмотре КВНа 10-летней давности зрителю будет уже несмешно?
— Во времена застоя КВН пользовался бешеной популярностью в силу своей зубастости. Помните: “Партия, дай порулить!”, “Слуги народные лучше хозяев живут”? Шутки вызывали бурный восторг зала, потому что в прессе этого не было, люди шушукались на кухнях. А тут вдруг выходят какие-то отважные ребята на сцену и вслух, в микрофон, говорят по центральному телевидению на всю страну такие вещи! Это был неописуемый восторг! Сейчас всё политизировано, о политике пишут в газетах, говорят в теленовостях, этим уже никого не удивишь. А КВН должен быть гораздо интереснее того, о чем все говорят и пишут. Очень часто, когда мы обсуждаем очередную политическую шутку, Александр Васильевич просит ее убрать: “А что нового вы сказали? Об этом пишут все газеты и уже 15 раз рассказали в новостях”. Поэтому, возвращаясь к вашему вопросу: да, какие-то темы уже неинтересны и неактуальны. К примеру, реклама МММ, политические моменты тех лет. Но есть и остается огромное количество вечных тем, способных вызывать вечный смех.
— По-вашему, КВН — это спорт?
— Это игра с элементами спортивности. Когда жюри выставляет баллы, это уже показатель спортивных состязаний. В КВНе, как и в спорте, есть дух соревновательности и азарта.
— На недавней пресс-конференции в Минске Александр Масляков сказал, что КВН уже не раз умирал устами журналистов и телекритиков. Тем не менее ежегодно участников клуба прибавляется…
— Когда я впервые попал на сочинский фестиваль КВН в 1993 году, соревновались 36 команд, и это считалось огромным количеством. В этом году в Сочи собралось уже 555 команд. И это только те, которые смогли приехать. В КВНе нет закостенелости, поэтому он всегда актуален. Это удовольствие и для самих ребят, увлеченных игрой, и для их болельщиков, и для зрителей, поэтому КВН будет жить еще долго.
— Если для зрителей сочинский фестиваль — релакс, праздник для души, то для вас это прежде всего работа. Каково это — отсмотреть и оценить более полутысячи команд?
— Действительно, это тяжело. Но мы с Андреем Чивуриным (редактор Высшей лиги КВН — прим. авт.) разработали для себя хорошую схему. Каждое утро вставали и шли в бассейн с морской водой на открытом воздухе. Независимо от погоды — пусть даже холод, туман, но мы обязательно шли, невзирая на то, сколько поспали, пусть даже три-четыре часа. Проплывали 100 — 200 метров, быстренько принимали душ, выпивали по стакану свежевыжатого апельсинового или гранатового сока — и заходили в зал. Таким вот образом “батарейки заряжались” на полдня. Вообще запас прочности у КВНщиков — неизведанное состояние. Я даже не только о себе говорю, а и о командах КВН в целом. Если, скажем, в восемь вечера становится очевидным, что конкурс провальный, и редактор на это указывает, а выступать уже завтра — команда уходит работать. И к 12 часам дня, еле стоя на ногах, с красными от недосыпа глазами, представляет новую программу. В режиме ночного бдения КВНщики способны переписать конкурс, а то и два.
Масляков
— Как бы вы охарактеризовали президента международного союза КВН и телевизионного творческого объединения “АМиК” Александра Васильевича Маслякова буквально одной фразой?
— Это настоящий Профессионал, который очень любит свое дело и полностью себя ему посвящает. Снимаю шляпу перед Александром Васильевичем, потому что даже когда всё, казалось бы, хорошо, он убеждает окружающих, что можно сделать еще лучше, что нет предела совершенству.
— А не бывает ли Александр Масляков-старший иногда незаслуженно придирчивым?
— Когда я еще играл в КВНе, иногда мы думали именно так и позволяли себе не соглашаться с Александром Васильевичем. Но на поверку выходило, что он прав: то, что мы отстояли, в конечном итоге не воспринималось широкой аудиторией. Не знаю, каким образом он предвидит реакцию зала, — наверное, опыт, интуиция, нюх. Есть расхожие фразы типа “незаменимых нет”, но КВН у меня ассоциируется с Александром Масляковым. Я помню, как в детстве мы с сестрой, спотыкаясь, бежали с улицы домой, чтобы посмотреть его передачу, вваливались в квартиру и забывали обо всем. КВН моего детства остался для меня символом эпохи.
— Кстати, вы заметили, что Масляков с годами внешне не меняется?
— На этот вопрос мне сложно отвечать, потому что я сам внешне меняюсь рядом с ним. Всю мою сознательную жизнь Александр Васильевич у меня перед глазами. Сначала это было на расстоянии, потом я стал играть в КВНе и видел его уже не только на экране телевизора, но и в жизни. Сейчас работаю в непосредственном контакте с ним. Пусть это не прозвучит как дифирамб подчиненного своему начальнику — Масляков очень молод! В первую очередь душой и умом, быстротой реакции. При общении с ним возраст совершенно не угадывается.
Деньги
— В одном из интервью на вопрос, что для вас означает выражение “деньги на ветер”, вы ответили: “Купить попугайчика”. А что вы вкладываете в понятие “большие деньги”?
— Вообще я очень уважительно отношусь к деньгам. В моей жизни всякое было, в том числе и пачка пельменей на три дня. И не только в студенческие годы. Многие помнят времена, когда продукты были в дефиците. Как сказал один знакомый бизнесмен: “Деньги тебя всегда проверяют, и если ты в какой-то момент позволишь себе неуважительно к ним отнестись, они тебе очень быстро отомстят”. Деньги нужно ценить. Это не значит быть скрягой или, наоборот, транжирой. Просто деньги, которые ты зарабатываешь, нужно уважать. И они будут уважать тебя. И еще, никогда нельзя кричать на каждом углу и жаловаться всем подряд на то, что у тебя нет денег — в результате их и правда не будет.
— То, что сериалы разошлись по домашним фильмотекам на DVD-дисках, как-то отразилось на вашем кошельке?
— К дискам мы никакого отношения не имеем и доходов от их продажи тоже не имеем. Мы пишем сценарий, у нас его покупают, а дальнейшая судьба фильма в руках у других людей. Так что продажа дисков с нашими сериалами никак на наших кошельках не отражается. Скажу больше: в Москве я даже для себя покупал диски с нашими же фильмами, чтобы дети посмотрели. А вообще вы задали сложный вопрос. На мой взгляд, надо менять систему взаимоотношений авторов фильмов с распространителями.
Автор
— Идея сериала и ее воплощение — это разные вещи. Конечный результат всегда соответствует тому, что родилось в голове?
— В этом самое главное опасение сценаристов. Ведь не знаешь, как актеры сыграют. Написав сценарий, отправляем его режиссерам, а они, в свою очередь, показывают нам некоторые отснятые эпизоды.
Не всегда первоначальная идея доходит до воплощения в том варианте, в котором задумывалась. Изначально сюжет фильма “Солдаты” был такой: инопланетяне сквозь временное пространство послали на Землю маленький зонд, чтобы изучить нашу планету и определиться, захватывать ее или нет. Этот зонд попал в голову молодого призывника и активировался через 24 часа. Инопланетяне наблюдали за его службой в армии и делали свои выводы: земляне — однополые существа, они ходят строем (армия ведь!), у них есть определенная иерархия. Они красят траву и бордюры, используют какие-то железяки, издающие странные звуки.
Всё это мы стали прописывать в сценарии, а потом решили инопланетян выбросить вообще, потому что армия получилась очень хорошо. Решили просто рассказать о солдатской жизни. Так и появился сериал “Солдаты”. В основе многих серий — автобиографичные истории с фамилиями офицеров и рядовых. После выхода на экраны прототипы наших героев звонили нам, благодарили за фильм.
— Может быть, у вас в роду были военные или сами мальчишкой мечтали стать офицером?
— Ни то ни другое. Призывался я в армию в 1986 году. Служил в учебке под Псковом, в городе Печоры на границе с Эстонией. Это была единственная в Союзе учебная база спецназа. Нас должны были отправлять в Афганистан, и когда до конца учебки оставался месяц, объявили, что начался вывод войск. Нас всех распределили по бывшему Советскому Союзу. Меня отправили в Марьину Горку — именно там располагалась наша бригада. Специфика спецназа такова: откуда ты родом, туда тебя и отправят служить. Спецназовец должен хорошо знать местность, язык, обычаи на случай ведения боевых действий. Вячеслав Муругов, мой друг и соавтор, капитан артиллерийских войск, служил в Бресте. Сейчас он гражданин России, живет и работает в Москве директором канала СТС. Забавных армейских случаев у нас на двоих было так много, что не все удалось вместить в сценарий “Солдат”.
— Есть шутки, на которые в клубе КВН наложено табу?
— Какого-то определенного перечня таких шуток нет, но и так ясно: это личное горе, война... Нельзя шутить над недугами, особенно известных людей. Как говорит Александр Масляков, шутки должны быть “экологически чистыми”. Нельзя переступать грань, которая отделяет юмор от элементарного неуважения к человеку.
Сериалы
— Настоящая мужская дружба и настоящая мужская работа прослеживаются во всех ваших сценариях к сериалам “Кадетство”, “Солдаты”, “Ускоренная помощь”, “Морская душа”… У вас коллективное творчество или иногда вы работаете над сценарием в одиночку?
— Творчество у нас коллективное. Например, сценарии для “Солдат” пишут около 10 авторов. Мы работаем в команде, очень дорожим друг другом. Я возглавляю сценарную группу и единственный работаю над сериалом от начала до конца. За мной решающее слово, но это не значит, что остальные его лишены. У нас подобрался очень мощный костяк: Вячеслав Муругов — продюсер и художественный руководитель. Режиссер-постановщик — Сергей Арланов из Минска… Я очень доволен актерскими кастингами. Нам присылают фотографии актеров, и когда перед глазами конкретный человек со свойственными ему манерами, дикцией, легче писать для него реплики.
— Актеры часто импровизируют на площадке, отступая от сценария?
— У каждого актера есть свои фишечки, фенечки. Например, для Шматко мы не писали “ё-моё!”. Актер Алексей Маклаков придумал это буквально на ходу, импровизация сработала и вошла в фильм. А вот для Староконя фразу “интересно девки пляшут” мы изначально придумали — такие “вкусняшки” придают колорит образам.
— Над чем сейчас работаете?
— Заканчиваем новый проект “Маргоша”. Премьера состоится приблизительно 15 января на канале СТС. Тема не новая, но в ней есть интересное развитие. Сюжет, если рассказывать вкратце, таков. Главный редактор известного московского глянцевого журнала Игорь Ребров — Гоша — ловелас по жизни, постоянно бросает всех своих женщин “через бедро”. Очередная девушка ему этого не прощает. Она находит бабку-колдунью, и в результате Гоша однажды утром просыпается женщиной. Под именем Маргоша он появляется в редакции и начинает завоевывать место под солнцем. В общем, всё увидите сами.
— Правда ли, что за неделю вы успеваете написать сценарии к трем сериям?
— Ну что вы, бог с вами, это же физически невозможно! Это не под силу даже такому коллективу единомышленников, как наш.
"КВН — удивительное движение, аналогов которому в мире нет. И вряд ли они появятся. Власти всегда пытались консолидировать молодежь, и чего только не создавалось. Но ни одна организация не прожила столько. Причем в это уникальное движение люди идут сами и с большим удовольствием."
Юмор
— В одном из интервью вы сказали: “Нельзя смеяться над тем, над чем смеются в подворотне, над тем, что замешано на крови, и над историческими ценностями”. Насколько для вас взаимосвязаны понятия интеллект и юмор?
— Юмор хорош любой. Другой вопрос — где и с кем. Сидя на кухне или у костра на рыбалке, я могу рассказать весьма пикантный анекдот, который не стал бы, к примеру, рассказывать вам. Речь идет о внутреннем вкусе и ощущении человека, его внутренней культуре. На то и существует редактор в КВНе, чтобы помочь команде избавиться от нелицеприятных шуток.
— Когда шутка становится профессией, не уходит ли она из вашей жизни? В том плане, что пошутили дома или услышали что-то прикольное на улице, и тут же срабатывает щелчок: “Остроумно! Надо бы записать…”
— А в этом и есть природа КВНщика. Шли мы как-то со Славой Муруговым по улице и увидели обрывок плаката: “Если тебе комсомолец имя…” и окончание оторвано. Он оборачивается ко мне и заканчивает фразу: “…представляю, какая у тебя фамилия!” Мы тут же все записали и преподнесли это со сцены зрителям.
— А есть шутка, придуманная лично вами, которая особенно нравится?
— КВН — настолько коллективное творчество, что подчас у шутки, разорвавшей зал, вдруг находится сразу 5 — 6 авторов. “Это ж я эту шутку написал”, — говорит один. “Подожди, как это ты? Это же я написал”, — возмущается второй. “Секундочку!” — претендует на лавры третий…. И каждый по-своему прав, потому что “у победы родителей много, только проигрыш — сирота”. Чем лично я горжусь? Скорее, не конкретной шуткой, а эпизодом. В 1999 году команда БГУ стала чемпионом, дошла до финала, но у нас была проблема с музыкальным конкурсом, его не было как такового. Масляков предупредил: “Если через полчаса не расскажете концепцию музыкалки, в финале выступать не будете”. У меня была идея насчет “Машины времени”, накануне я рассказывал об этом ребятам, но они ее не приняли: мол, это не наше поколение… А группа только дала свой юбилейный концерт в “Олимпийском”, вся Москва об этом говорила. Маслякову моя идея понравилась, наше выступление прошло успешно, и мне было очень приятно.
Личное
— Хорошо знаете свою родословную?
— Мой отец родом из города Щигры Курской области, основанного в XVIII столетии Екатериной II. Родился он в 1934 году, но по метрикам дата его рождения — 1936 год. Моя бабушка сделала это для того, чтобы дольше получать хлеб на малолетнего ребенка. К сожалению, я очень мало знаю о своем генеалогическом древе. Могу сказать о своей, хотя и косвенной, связи с Гомелем. Оказывается, именно в Щиграх летом 1941 года была сформирована 283-я стрелковая дивизия, которая 65 лет назад принимала участие в освобождении Гомеля от фашистов.
— Блог в Интернете ведете?
— Нет. Более того, я белая ворона в том плане, что даже на сайт “Одноклассники” не захожу, хотя многие мои знакомые пребывают там денно и нощно. Не знаю, чем продиктована необходимость такого общения: то ли это дефицит времени сказывается, то ли современная гонка по жизни. У меня на контактирование такого рода, к сожалению, нет времени.
— Между тем вы достаточно популярны. Поисковые системы Интернета выдают множество ссылок на вашу фамилию, о вас говорят на форумах. Неужели неинтересно знать, как к вам относится интернет-сообщество?
— Популярен в силу своей работы: много времени провожу с командами КВН из разных городов. Что касается отзывов, то читать их всегда приятно. К примеру, один парень написал, что после просмотра фильма “Солдаты” поймал себя на мысли о том, что скучает по армии, благодарил нашу творческую группу “за лучший на сегодняшний день фильм об армии”.
— Вы вспыльчивый человек? Случается дома посуду бить?
— Я вообще-то добрый, хотя вспыльчив по своей природе. А бить посуду — это уже агрессия. Но могу вспылить, если переживаю за что-то. И, как правило, это касается работы. Если берусь что-то делать, то стараюсь делать профессионально, и когда вижу, что кто-то делает это спустя рукава, начинаю сильно заводиться. Когда я ходил в детский сад, во время тихого часа сам не спал и никому не давал. Отец мне рассказывал, что воспитательница ему предложила: “У вас очень заводной ребенок, очень неугомонный, научите его какой-нибудь очень спокойной игре”. Дома он посадил меня за стол и начал обучать игре в шахматы. Если я проигрывал — сразу в слезы, а если сбивал фигуру — носился кубарем по квартире с победным воплем “Ааааа!” Вот такие были спокойные игры!
— Как относитесь к нецензурной лексике, звучащей с экрана, напечатанной в книгах?
— Я не против энергетически заряженной лексики, но она должна быть к месту. Взять хотя бы фильм “9 рота”, где осталось в живых пятеро бойцов, и они понимают, что помощи ждать неоткуда, один из тяжело раненных произносит нецензурное слово. Оно к месту, и каждый из нас прекрасно понимает, что по-другому в той ситуации он и не мог сказать.
Или знаете анекдот? Родители приходят забирать детей из детского сада и возмущаются: “Что это такое? Наши дети, все как один, ругаются нецензурной бранью”. Воспитатели оправдываются: “Мы ничего не можем поделать: выводим их на прогулку, а рядом стройка”. Родители приходят на стройку: “Вы что себе позволяете?” А в ответ: “Мы?! Да вы что?! Мы не материмся никогда. Я вчера шел, а Сидоров с третьего этажа на меня ведро краски вылил. И я ему сказал: “Сидоров, ты неправ!”
Наверняка в жизни в таких случаях в лексиконе найдется более крепкое выражение.
— Не кажется ли вам, что некоторые команды порой больше лицедействуют, чем креативят? Одно дело — мастерски облечь мысль в шуточную форму, и совсем другое — показывать публике блестящие трусы или разыгрывать другую клоунаду…
— К сожалению, некоторые действительно этим грешат. Но что бы ни происходило
в КВНе, куда бы он ни двигался, как бы ни развивался и каких бы стилей ни придерживались команды, все равно во главу угла всегда ставится реприза, литература в первую очередь, а всё остальное — потом. Это — каноны, которым мы обучаем новичков в школе КВН. Можно что угодно
вытворять на сцене, но шутка — непременное условие.
Крылатые фразы из сериала “Солдаты”
Сапоги надо чистить с вечера, а утром надевать на свежую голову!
Ядерная бомба всегда попадает в эпицентр!
Сначала пойдут люди, потом поедем мы!
Кто в армии служил, тот в цирке не смеется.
Автомат прикладом должен чувствовать бедро вашей левой ноги!
Тумбочка — лицо военнослужащего!
Женщина — существо липкое, могла и приклеиться.
http://gp.by/news_more/news6851.html