Коллоквиум
Хотелось узнать еще и еще о ребятах.
Перед коллоквиумом я мысленно задавал вопросы абитуриентам. В какой пьесе хотел бы сыграть Володя Б.? Вообще, что он думает о себе в приложении к театру. Иногда это важно - внутренние ощущения самого студента.
Наташе О. Что все таки было на курсе у А. Д. Андреева, почему она перестала там учиться.
Мише Т. Вопрос о кино - что оно значит в его жизни?
Думал спросить у Саши Ч.: Почему он не работает, ведь у него есть среднее театральное образование?
Хотелось еще узнать, что собой представляет Вика Б., в смысле ума, эмоциональности.
Кто такая Шура Е., есть ли у нее хоть какая-то культура.
Зачем идет в театр Дима И. Достаточно ли ума и остроты у Лены И.
Нельзя сказать, что коллоквиум разрешил все сомнения, упрочил все симпатии, но кое что новое там мелькнуло.
На коллоквиум мы привлекли и Льва Иосифовича Гительмана - специалиста по зарубежному театру, и Юрия Николаевича Чирву - заведующего кафедрой русского искусства. Конечно, абитуриенты подвирали, немного красовались, но все таки кто-то был очень искренен.
Кирилл Б. Признался, что ни Астафьева, ни Распутина не читал, что для него Лев Толстой сложен, но зато на другие вопросы отвечал интересно и Л. И. Гительману, например, понравился.
Вероника Д. Ее мама художница по головным уборам в Кировском театре, и потому Вероника часто ходила на балеты.
Ольга Д. Понятия не имеет, что это за романы "Анна Каренина" и "Воскресение". О зато приобщилась к культуре через пение в детском хоре Ленинградского радио.
Володя Б. Прямо сказал, что никаких пьес не читал. Из крупных городов только в Киеве был один раз.
Юля К. Немножко пресная.
Жанна П. Хорошая зрительная память.
Маша Л. Скорее порадовала, чем огорчила.
Гриша З. Честно сказал, что автора "Илиады" и "Одиссеи" не знает.
Илья Н. Не глуп. Очень много говорил - и в этом была симпатичная склонность - про театральные декорации, про свет.
Вика М. Была с танцевальным ансамблем в Париже.
Виталий П. Понятия не имеет о фамилии Феллини, о фамилии Козинцев.
Ольга Р. Одновременно ей нравятся Васнецов и Шагал.
Денис С. Католик.
Наташа О. Начитана. Хотела бы играть Гертруду, леди Макбет и Нину Заречную.
Костя Х. Интересен. Однажды был на опере "Риголетто", но на балете не бывал.
Разумеется, это была не только проверка культуры абитуриента, а еще одна возможность посмотреть на них вблизи, увидеть крупным планом, оценить как играют их данные. Скажем, у Сережи К. оказался дергающийся глаз, чего раньше не замечалось, а Катя Р. Огорчила неподвижным, неинтересным лицом.
И, наконец, еще одна письменная работа. Но теперь пишется она в классе.
"Случай из моей жизни"
Задачи этой работы: еще одна проверка человеческой содержательности абитуриентов, жизненного опыта, их склонности к психологическому анализу, к самоанализу. Это была более показательная работа, чем домашняя, потому что надо было, получив тему, тут же написать. Многие написали интересно.
Костя Х. "Мой крест". Сочинение о том, как от волнения он упал в обморок, когда его крестили (уже во взрослом возрасте).
Маша Ж. "Роды собаки". Много деталей, свидетельствующих о ее наблюдательности.
Женя Ф. "Кольцо". Здесь описан случай, когда она в детстве своровала кольцо и как это врезалось ей в память. Такое сохранение детских впечатлений очень важно.
Андрей П. "Ностальгия по Парижу". Был в Париже!
Илья Ш. "Как я родился". Соригинальничал, правда, но с воображением написал. Он, мол, помнит момент своего рождения.
Многие работы были по-настоящему сильные.
Вот опыт переживаний у Владимира Т.: "Ну что ж! Есть в моей жизни грех, вспомнить который не очень-то приятно. Это было со мной на службе в военно-морском флоте. Тогда я был уже переведен на берег, служил в штабе чертежником - делопроизводителем. В этот вечер я сидел у себя в кабинете и чем-то занимался. Вдруг из фойе меня позвал мой сослуживец. Хорошо помню его радостный вопль, выражавший неожиданность и азарт. Я, разумеется, выскочил из кабинета. Я увидел радостную физиономию моего друга, потом - в узком коридорчике - загнанную в угол крысу. Она вся съежилась и ожидала дальнейшего. Деваться ей было некуда - с трех сторон были стены, а четвертую закрывал собой мой друг. Я сразу сориентировался и бросился за шваброй. Мы развлекались минут десять. Потом полудохлую крысу выбросили на улицу, на снег. Я вернулся к себе и почувствовал себя как-то неуютно. Чуть погодя я понял, из-за чего это было. Вышел на улицу в чем был. Крыса лежала на снегу, свернувшись клубочком и попискивала. Я попытался подобрать ее, но она заковыляла от меня в сторону. За ней по следу на снегу тянулась ленточка крови. Я приволок ее в дом, в тепло. Пытался ухаживать, как за больным человеком. Помню, я сидел напротив коробки с нею и проклинал, как мог, себя самого. Представлял свое лицо в момент, когда играл в хоккей с крысой вместо шайбы - озверевший, одичавший, оболваненный. И вспомнил я тогда свое обещание матери перед уходом в армию: вернусь таким же нормальным, как был...".
Миша Т.:
"В феврале 1987 года я был на съемках в Таджикистане, в городе Душанбе. Работал в картине "Афганский излом". На Востоке я был первый раз, все интересно, необычно. Экзотический базар с ослами и верблюдами, жара в феврале. Со дня прибытия мы отработали дней пять, и вдруг началась война. Началось это очень неожиданно, никто об этом даже не подозревал. Мы приехали со съемок в 16.00. И дальнейшее сперва наблюдали из гостиничного окна, как по телевизору в программе "Время". Здоровое такое окно... Часов в пять на площади вдруг появились небольшие группы людей. Они сходились на площадь со всего города, с цепями, палками, камнями. Мы сначала подумали, что это какой-то национальный праздник или какая-нибудь демонстрация, но они начали избивать людей, в основном, людей русской национальности. Разгар дня - на площади было очень много людей, которые шли с работы, гуляли, отдыхали. А таджики перекрыли площадь со всех сторон и начали их избивать жестоко. Били молоденьких девушек. Те катались по земле и кричали. Били их ногами. Я помню, они перевернули детскую коляску, ребенок покатился по земле, они его не тронули почему-то, они избивали мать. Потом они перекрыли движение и стали крушить машины, автобусы, троллейбусы. Они остановили автобус, разбили камнями стекла и приказали русским оставаться в автобусе, а остальным выйти. Потом автобус подожгли. Их было очень много потом... Они шли по площади. Сплошная такая черная масса, и крушили все на своем пути. Я первый раз в жизни видел толпу, это страшно. У них было оружие, они стреляли.
Потом они ворвались в гостиницу и стали по спискам искать проживающих русских. Потом они бегали с ножами по номерам. Мы отодрали в номере ванну и прислонили ее к двери. Было страшно. Еще страшнее стало вечером. В город вошли танки. Я первый раз в жизни видел такое. Летали вертолеты. Всю ночь стреляли. Я видел когда-то такое по телевизору, но не мог предположить, что это случится со мной. И почему это случится, зачем? Почему убивали людей? Я не хочу писать сейчас о причинах беспорядков, но уверен: ни одна из них не стоит человеческой жизни, не стоит человеческих слез... На следующее утро спецназ оцепил гостиницу и отбивал нас до самой нашей эвакуации...
А еще у нас на глазах убили администратора группы выстрелом в голову. А через неделю после приезда в Ленинград умер от инфаркта оператор-постановщик. Я не хочу думать кто во всем этом виноват. Просто мы потеряли Бога".
Отрывки
Мы дали абитуриентам выработанный нами список отрывков, которыми мы должны были их доразгадать, выявить, представить в лучшем свете. Набралось двадцать отрывков.
Здесь были Островский, Чехов, также: "Слуга двух господ", "Преступление и наказание", "Трактирщица", "Жаворонок", "Безумный день", "Пигмалион", "Челкаш", "Ревизор". В общем-то, традиционный набор, но вот кому какую роль дать - для этого нужна точность...
Вообще программа третьего тура - "отрывки" - не всеми принимается безоговорочно. Хотя это придумано самим Станиславским. Причем он предлагал проводить такого рода испытание со всей тщательностью, то есть не просто (как это делаем мы) смотреть отрывки в подборных, приблизительных костюмах, на малой сцене, а в скрупулезно точно пригнанных костюмах, в гримах (!), при полноценном театральном освещении, на большой сцене, в присутствии полного зала зрителей. Правда, на практике это не удавалось осуществить и Константину Сергеевичу.
А такой авторитетный педагог, как профессор В. В. Петров, предлагает проводить после второго тура особые контрольные уроки - со всеми абитуриентами сразу. Такая методика подробно описана им в статье "Мастер набирает курс" (Сб. Диагностика и развитие актерской одаренности. ЛГИТМиК, Л. 1986). Как рассказывается в этой интересной статье, мастером и его помощниками организуется веселая, полушуточная театральная игра, в ходе которой абитуриенты расковываются и проявляются очень свободно и разнообразно. Кроме того, как я понял, тут есть и дополнительный эффект. Поступающие взаимодействуют в этой игре, смотрятся, так или иначе, вместе и представляют собой, таким образом, некую пробную модель будущего курса... Этот опыт, конечно, заслуживает внимания.
Однако, вернемся к нашему третьему туру.
Третий тур
Вероника Д.
"Сегодня ходила в церковь и поставила свечу Преподобному Сергию. Скоро третий тур. Последнее мое испытание. Так хочется заглянуть в будущее! Почему человеку не дано знать свое будущее? За что мы так слепы, такие беспомощные, беззащитные? Это неправильно, человек не должен быть таким. И я не хочу быть такой, я буду верить в лучшее, должна пройти третий тур, и я его пройду, я чувствую это, я знаю".
На третий тур было допущено 45 человек. Надо выбрать из них 20 - решить судьбу этих ребят.
Вот приметы особой торжественности заключительного тура. Огромное количество болельщиков. Пришли посмотреть как на интересное, захватывающее зрелище. Приемная комиссия в полнм сборе. Представители ректората, телевидение приехало. Как руководитель будущего курса обращаюсь со словом к гостям - с просьбой поддержать творческие поиски абитуриентов на площадке, и к самим абитуриентам - с просьбой быть внимательными и находиться в зале даже в тех случаях, когда идет не твой отрывок, потому что можешь понадобиться в любой момент. Впрочем, все это не главное... Хочется воссоздать ту атмосферу творческого напряжения, в которой проходит третий тур.
Проще всего было с прямыми попаданиями, то есть со случаями, когда нами были точно угаданы в отрывках роли для абитуриентов. Тут сразу возник эффект заразительности, талантливости. С радостью мы наглядно убедились - да, это парень или эта девушка могут быть актерами.
"Преступление и наказание". Маша Ж. - Соня, Сережа К. - Раскольников. Несмотря на то, что отрывок очень трудный, мы попали точно в цель, и душа за этих двоих была уже спокойна - их нужно брать. А ведь про Машу порой говорили в течение туров: "Ну да, способный человек. А кто она с ее данными? Маленькая и ноги не ахти. Что, только травести?". Нет, если она может быть Соней, то значит она многое "кто".
"Медведь" Чехова - попадание, что называется, "в десятку". Миша П. Превзошел все наши ожидания по раскованности, по заразительности, по энергии. Юля К. этим отрывком тоже себя защитила. А потом, чтобы убедиться, что в ней есть не только инженюшная заразительность, но есть и воля, я предложил ей читать (еще раньше просил приготовить) - стихи Ольги Бергольц. Юля это сделала хорошо, выходит у нее есть и нерв, и воля, и страсть.
"Дядя Ваня". С Шурой Е., как и ожидалось, возникли проблемы. А вот Илья Ш. - Астров внятно доказал - с ним все в порядке.
Отрывок из "Леса" (Аксюша и Петр). Оба абитуриента были до этого очень сомнительны: и Андрей З., и Вика М. - оба в середняках. Непонятно было, что они такое. И вдруг сильный комедийный эффект. Оба смешные, оба характерные. Буквально ворвались в состав будущего класса.
Вероника Д. в "Безумном дне". Проявила и волю, и самообладание. К тому же еще раз попросили читать басни - наиболее сильный ее козырь. Судьба была решена. В этом же отрывке, но уже в отрицательную сторону решилась судьба Зои Ж.. Она оказалась безвольной, не заразительной...
Ольга Р. в "Слуге двух господ". Все признали, что она очень живая. Даже ее профиль, который нас очень смущал, был ей "прощен". К тому же куратор отрывка сказал: она умная, работоспособная, обучаемая.
Ксения Р. в "Хористке". Понравилась. Темперамент, в отсутствии которого ее подозревали, обнаружился.
Импровизация - сердцевина набора
Но не всегда были прямые попадания, и вот тут-то начиналась самая работа. Нужно было "достать" студента, взорвать его природу, обнаружить его заразительность, создать для него экстремальные условия, которые вывели бы его из бытового самочувствия и бросили в самочувствие творческое. Это, собственно говоря, и есть сердцевина всего набора. Невозможно представить себе процесс набора без импровизации.
Но сперва слово абитуриентам.
"Самым сложным на экзамене было моментально перестроиться. Перестроиться на задание педагога. И выполнить. Я всегда боялся таких заданий. И вот какая странная вещь. Именно во время таких заданий рождались какие-то удачные этюды, показы. По-моему, самыми выигрышными моими местами были такие задания. Не будь их - я бы провалился. Даже отрывок не спас бы". Это пишет Миша Т.
Наташа О. "Все хорошее, что получилось у меня на экзаменах, относится к неожиданным заданиям. Не к тому, что долго вынашивала, о чем думала, что пробовала дома, а к тому, что просили делать сейчас, немедленно, когда сложно спрятаться за готовое и будто бы выгодное для себя. Оказывается это совсем не страшно - пробовать на глазах у всех, а очень интересно. Какая я была счастливая, когда читала "Москва-Петушки" и мне подсказали: "Галя, ты же пьяная!". Пусть, наверно, это было не так здорово, как мне кажется, но я чувствовала, что у меня получается и люди смеются".
Женя Ф. "Никогда в жизни не видев кадрили, и я ее танцевала. И даже балет, к которому я не имела никакого отношения - тоже танцевала".
Итак, импровизация. По-моему, без импровизации педагога невозможен экзамен, невозможен набор. Если ты правилен и логичен и только, если ты всего лишь серьезен, то у тебя ничего не получится. Значит, ты еще зажат. Если ты только оценщик того, что делает абитуриент, и советчик - пусть даже не глупый - ничего не получится. Ты должен расковаться, должен сам начать импровизировать, вовлечь в эту импровизацию абитуриента, и только тогда у нас вместе с ним что-то получится. Это неоднократно подтверждалось на опыте. Особенно на третьем туре. В самом деле, тут уже абитуриента знаешь, он сыграл какой-то отрывок (скажем, неплохо), но ты понимаешь, что тебе нужно еще проверить, к примеру, есть ли у него воля. Или тебе нужно проверить, есть ли в девочке настоящая нежность. Есть ли в мальчике мужское любовное начало. Есть ли эксцентрика. Есть ли характерность. Действительно ли девочка глупа или просто перенапряжена. Действительно ли парень "деревянный" или просто у него не получается публично проявить свою живость. И т. д. Тогда ты бросаешься импровизировать. И тут две быстрые мысли нужны. Точнее две вспышки воображения. Во-первых, угадать будущие возможности этого человека, представить облик этого человека в будущих дальних ролях. А вдруг он Хлестаков, а вдруг он "мужественный человек", а вдруг он может быть заразительным в трогательном, страдательном, или наоборот - вдруг он может быть выразительно ничтожен. Вдруг эта девочка в будущем "тихая героиня"..., или "любовница"..., или "мать"...
И второе. Как только у тебя в голове возникает фантазия о нем или о ней - будущих, тогда моментально возникают и средства испытания. Я уже не говорю о том, что есть приемы, которые мы, многие педагоги, пробуем с успехом уже давно. Скажем, испанский танец, когда нужно проверить волю, резкость, способность к волевому жесту. Цыганский танец, когда проверяется распахнутость, эмоциональная раскрытость. Или, когда нужна нежность, даем адажио, просим танцевать или петь классическую музыку. Когда нужно проверить, может ли все таки человек вживую общаться, подсылаем партнера в танец. И если что-то возникает в общении, значит, до этого времени мы, педагоги, просто не могли найти инструмент для обнаружения контактности.
Русская песня, хорошо исполненная, намекает на возможность дальнейшего использования студента, когда он станет актером, в русском репертуаре, в Островском. Или такой очень сильный прием - эстрадная песня, направленная непосредственно в зал, рассчитанная на прямую заразительность, на волевой контакт со зрителем.
Или такие задания абитуриентам:
-гуляя по саду найдите в траве птенчика, выпавшего из гнезда..., возьмите его в руки... Осторожнее... (проверяем нежность, лиризм)
-читайте, пожалуйста, Пушкина (ясность, свобода),
-читайте Лермонтова (нервность, экспрессивность),
-читайте Некрасова (человечность, сострадательность).
Обычно в репертуаре студента есть басня. Но как ее использовать? Из одного "Волка и ягненка" можно столько выжать! Если перед нами талантливый человек, то обязательно талант проявится, когда он, к примеру, читает басню с точки зрения правоты волка или с точки зрения правоты ягненка. Или ему предлагается, чтобы ягненок был хам, а волк, наоборот, трогательный. Или пусть это будет встреча у реки двух шпионов, у которых слова волка и ягненка - это особый пароль и т. д. Тут сразу проверяется юмор, сообразительность, переключаемость. Или говорим абитуриентам: волк и ягненок очень-очень маленькие, они у вас на ладони сейчас, как у Гулливера лилипуты... Читайте...
Когда у абитуриента задавленное дыхание или стучащая речь - предлагаешь петь стихи и проч.
Если человек способен к импровизации, то из него что-то обязательно выплескивалось. Но если он неталантлив, то и в импровизации оказывался бессильным. Импровизация снимает общее излишнее напряжение, высвобождает и нашу, и их интуицию.
"Полтава"
Саша И. С ним была проблема. Он получил отрывок из "Леса", сыграл Несчастливцева без всякого успеха, был скучен, да и до этого не блистал. Но чувствовалось, что его нужно как-то сдвинуть, что в нем что-то есть. Уже после отрывка просим его еще что-то почитать. Читает "Полтаву": "Горит восток зарею новой...". Читает обыкновенно. Тогда предлагаю ему читать, куря... Кованый стих читать, куря... Читает. Ага, уже высвободило, сбило с дежурной манеры. Создался какой-то странный, но живой эффект... Покуривает...
"Горит восток..." - затягивается, "Зарею новой..." - выпускает дым, "Уж на равнине по холмам..." - смотрит на колечко дыма, "Грохочут пушки...", продолжает дальше и т. д. Потом прошу его есть и читать. Дали ему кусочек хлеба. Освободился совсем. Стало ясно, что эти замечательные стихи могут быть у него живыми, он может их читать в обстоятельствах, рождать живой текст, быть неожиданным. Хорошо... Но что с темпераментом, с волей, с энергией? Предлагаю ему быть кинорежиссером на съемочной площадке - снимать фильм "Полтава". Он должен командовать массовкой, а в данный момент именно съемкой сцены "Полтавская битва". "Горит восток зарею новой" - это сигнал осветителям включить все юпитеры. "Уж на равнине по холмам грохочут пушки" - приказ пиротехникам. "Дым багровый" - мол, давайте дым... Дальше приказ массовке: "Нависли хдадные штыки..." - обращение к одной части массовки. "Швед, русский" - распределение ролей в другой группе. "Колет, рубит, режет..." - подсказки киноактерам, указание, что они должны делать. И т. д. Это произвело колоссальное впечатление. Он начал в этом задании азартно существовать, блестяще импровизировать, что было необыкновенно энергично и гомерически смешно. Благодаря этой импровизации и был принят у нас Саша И.
Наташа О., бесславно сыгравшая отрывок из "Чайки", получила задание: через полчаса приготовить и показать отрывок из "Месяца в деревне", где она - Наталья Павловна, а Женя Ф. - Верочка. И та, и другая на этом импровизационном задании очень выиграли. Потому что, во-первых, это оказалось более точное задание, чем их предыдущие отрывки, хотя те и были срепетированы заранее, и, во-вторых, у девочек было мало времени, и они вынуждены были находиться в импровизационном самочувствии. То же самое - Галя правильно вспоминает - предложение ей читать "Москва - Петушки" от имени пьяной, надорвавшейся, с трагическим мироощущением женщины... Это была ее удача.
Относительно Миши Т. Нам надо было обязательно понять про этого комика и характерного актера - есть ли в нем человеческое содержание? Ему было предложено читать своими словами Пушкина. "Помогло" то, что он знал текст стихотворения, мягко говоря частично. И он начал: "Я Вас любил, любовь еще, быть может, в душе моей... и теплится. Но... я не хочу надоедать Вам, потому что...". Он был так беззащитен, растерян и нежен, когда это читал! Все малейшие сомнения относительно Миши Т. были рассеяны.
Была пара - Маша Л. и Костя Х.. Они сыграли "Жаворонок" Ануя. Это было средне - и не плохо, и не хорошо. Между ними не возникало того, на что был рассчитан отрывок. Тогда им было предложено сходу импровизировать ни больше - ни меньше как сцену Гамлета и Офелии. Они импровизировали, но тоже мало, что получилось. Особенно нас беспокоила Маша Л. - ее какая-то сухость, деревянность. "Маша, но ведь принц сумасшедший!". И опять ничего не получилось. Тогда предложили простое - принц не сумасшедший, а просто болен, лежит с высокой температурой, и надо ему подать пить, дать лекарство... Получилось! Оказалось, что нежность в этой девочке есть.
Мы предлагали ребятам новые и новые неожиданные отрывки, самые неожиданные этюды. Это выручало их и выручало нас. Выручало, конечно, одаренных. А вот, например, целый каскад интересных импровизаций, который был предложен Шуре Е., как раз обнаружил, что ее брать не следует. Порой мы давали задания очень кратко, на "птичьем языке", подробно ничего не объясняя. Но одаренные понимали смысл того, чего от них хотят, чего от них ждут, о чем с ними уже месяц разговаривают.
Нервный момент
И вот, наконец, наступает самый нервный момент - подведение итогов после третьего тура. Двери запираются. Остается приемная комиссия, педагоги, кураторы отрывков, представители ректората. Начинается напряженное обсуждение, последние споры. Нужно ставить точки над "и", нужно решить кого допускать к общеобразовательным экзаменам, кого - нет. План набора у нас 21 человек. Мы с запасом должны пропустить 25, но кто эти 25 из 45-ти?
По поводу безусловных нет споров. Такие-то явно должны, с нашей точки зрения, учиться, а какие-то не должны. Но вот абитуриенты. Которые имеют и "плюсы" и "минусы". Здесь положение мастера, набирающего курс, самое трудное, самое ответственное и самое нервное. Как поступить и верно, и по совести, и профессионально. После третьего тура ты физически ощущаешь всю серьезность твоей миссии - ты должен сейчас либо поддержать человека в его жизненных устремлениях, либо отбросить.
Четыре кандидатуры - Наташа О., Женя Ф., Дима И., Коля Е. - трудно обсуждались и очень тяжело принималось решение.
Наташа О. Действительно, плохие данные. Ужасные впечатления от нее у кафедры сцендвижения - не танцующая, не пластичная, плохо двигающаяся. В то же время - два попадания: "Москва - Петушки" и Наталья Петровна из "Месяца в деревне". Студенты - режиссеры знают ее лично и говорят о ее глубине и содержательности. Страсть учиться - необыкновенная. Я прикинул, спроецировал ее на какие-то в будущем трагические, возрастные роли и, несмотря на отчаянное сопротивление кафедры движения, решил ее пропустить.
Женя Ф. С тяжелым чувством рассматривался вопрос. К концу третьего тура мне она стала неинтересна. Но данные, "дворянский" облик, молоденькая... Почти против совести, по интуитивным причинам я ее оставил, как бы цепляясь за сильные впечатления консультации и первого тура (ведь они же были!)
Дима И. То же самое. Данные его, наследственная красота, музыкальность при очень больших подозрениях относительно "нутра" создали сложное ощущение. Но пустили
Коля Е. Я поставил вопрос так: есть ли кто-нибудь в комиссии, кто за него подаст голос? Все молчат. Тогда психологи говорят - "Мы!". И вот единственный голос психологов подтолкнул меня пропустить его.
Гриша З. Случай, который не обсуждался широко, но душа на этот счет была у меня не на месте. По всем испытаниям, по творческим показателям он был интересен, но что-то сильно настораживало в его характере, в его человеческом существе. Это невозможно было сформулировать... Его пропустили на общеобразовательные экзамены...
Шура Е. Мнение кураторов о том, что она надменна, заносчива и человечески не контактна, дотолкнуло к негативному результату.
Общеобразовательные экзамены
25 человек вышли на них. Эти экзамены нам кое а чем помогли. "Слетели", получив "двойки" и по сочинению, и по истории Дима И. и Гриша З.. И мы испытали внутреннее облегчение. Судьба за нас довершила процесс селекции. А, впрочем, может быть, тут и не судьба, а тоже некая закономерность. Ведь эти двое оказались еще и безграмотны, нетрудолюбивы, не проявили воли, хотя могли бы набрать хоть минимальные знания по истории за эти три дня. Правда, оказалась с двойкой по истории еще и Вика М., но потом он а примкнула к курсу как кандидатка.
Их - 22
Итак, перед нами 22 человека. Студенты будущего курса. Набор был позади. При всей пестроте, иногда суетности, сумбуре это был замечательный творческий процесс и по существу уже первый этап обучения. И надо сказать, этап замечательный.
Если бы удалось и нам, и студентам что-то в дальнейшем делать на уровне набора! - думали мы. Да и потом в течение года студенты неоднократно вспоминали набор, охали и вздыхали - почему мы так замечательно у ч и л и с в (они так и говорили!) во время набора, и почему так размагничивается и провисает воля потом, во время обучения.
Почему? Конечно, тут проблемы прежде всего психологические: заканчивается у человека ситуация, когда нужно что-то доказать и во что бы то ни стало утвердиться. А когда поступил, чего там напрягаться... Но, конечно, есть здесь и чисто творческие проблемы. Эффект первого раза, первого знакомства, первого творческого рывка - он еще по-настоящему не исследован. Каковы источники эффектности "первого раза"? Это же ведь и проблема в будущем первой пробы, которая всегда получается, и первой читки пьесы, которая всегда интересна, и срочного ввода на роль, и вообще первой реакции, что так замечательно описано у Николая Васильевича Демидова. Но, к сожалению, мы, повторяю, энергию первого раза не научились использовать и поддерживать...
Набор позади. Это было и трудно и увлекательно. Но при всей этой трудности и увлекательности впереди маячат два новых, еще более трудных и увлекательных вопроса:
чему учить?
как учить?
отсюда http://studiyamira.narod.ru/more/filshtinsky/index.html