Кстати, недавно наткнулась на интересную статейку про сериальные ляпы. Думаю, тут будет уместно её выложить. Откуда берутся ляпы в фильмах и сериалах?
Не ошибается тот, кто ничего не делает. Но создатели фильмов – живые люди, так что процент брака допустим. И находить их ошибки иногда даже интересно.
В фильме «Две судьбы. Новая жизнь» – один из главных эпизодов свадьба главных героев Даши и Петра. Любопытно, что дед Петра оказывается непримиримым противником женитьбы внука, хотя во второй части старший Юсупов уже благословил сына на венчание с Дашей. Есть в этом фильме и еще один серьезный ляп. Даша, делая карьеру модели в «Двух судьбах-2», добивается успеха. Она ездит в Париж на показы мод. В «Двух судьбах. Новая жизнь» Даша почему-то снова начинающая модель. Более того, если раньше карьера не мешала ее личному счастью, то теперь подиум и семейная жизнь оказались несовместимы.
Остап Бендер попадает на похороны Маяковского в Москве. На стенах здания в кадре видны кондиционеры, которых в 30-е годы прошлого века, конечно же, не было.
СЛОВО СЦЕНАРИСТУ
– Откуда берутся ляпы? Одна из причин в том, что сериалы снимают достаточно быстро и часто сразу две съемочные группы: одна в павильоне, другая – на натуре, – говорит Родион Белецкий («Монтекристо», «Холостяки», Любовь как любовь», «Час Волкова-2»). – Как говорится, за всем не уследишь. Если же это адаптация зарубежного сериала, то все переписывается и приспосабливается к российским условиям, и одновременно сокращаются какие-то неинтересные «латинские» линии. В силу скорости съемки и скорости подготовки материала к ним от появления каких-то забавных ляпов никто не застрахован. Не только в наших проектах происходят ляпы. Вспомнить хотя бы такой популярный британский фильм, как «Реальная любовь». В первой же сцене герой Хью Гранта, исполняющий роль премьер-министра, появлялся в шести разных галстуках. Оказывается, снимали в настоящей правительственной резиденции, но у съемочной группы на все про все было несколько часов, только в разные дни. Они не успели отснять все сцены за короткий срок, и как итог – фильм вышел с визуальными ошибками. Однако это не помешало ему стать кинохитом.
СЛОВО КРИТИКУ
– Ляпы случаются у всех, даже в большом кино, – считает Юрий Гладильщиков. – Мне вспоминается фильм Киры Муратовой «Три истории». Во второй новелле героиня Ренаты Литвиновой просыпается с доктором (Иван Охлобыстин), уходит и через некоторое время возвращается. Так вот, когда она уходит, Охлобыстин спит на животе абсолютно голый. А когда возвращается – он лежит в той же позе, но уже в носках. И это у Муратовой, которая очень внимательна к деталям! Кстати, такие режиссеры, как, например, Никита Михалков, считают, что подобные мелочи замечают только критики, а зритель воспринимает кино целиком, и какие-то неточности ради художественной целостности допустимы. Кстати, таких же принципов придерживался и Хичкок.
ЛЯП КАК ПРИЕМ
Но многие режиссеры легко шли на небольшие изменения реальности. Эти фактические ляпы превращались в художественные приемы.
Например, Сергей Эйзенштейн активно экспериментировал с киновременем и кинопространством. Одесская лестница в его фильме «Броненосец «Потемкин», чтобы усугубить драматизм момента, то становится на пролет больше под ногами стреляющих в народ карателей, то ее отдельный пролет обрастает невероятным количеством ступеней под колесами детской коляски, которая никак не доедет до конца пролета. Кстати, лестница стала называться Потемкинской после выхода фильма, до этого она звалась просто Бульварной. Историческая достоверность никогда не ставилась Эйзенштейном во главу угла – он намеренно включил в фильм сцену, где матросов накрывают брезентом, хотя консультанты категорически возражали, так как в реальности подобного никогда не происходило. Ставший хрестоматийным кадр – с ползающими по мясной туше огромными червяками тоже в общем-то ляп. Для кадра взяли дождевых червей, а должны были ползать личинки мух.
Слукавил и Никита Михалков в фильме «Утомленные солнцем». Так, комдив Котов, узнав, что танки утюжат колхозное пшеничное поле, выскакивает из бани, и верхом на коне добирается до этого поля. Оставшиеся в бане его жена и дочь через пару мгновений тоже оказываются на поле, причем без помощи гужевого транспорта. Достоверность страдает, но картинка выигрывает.
А в зарубежном кино сознательно «ошибался» Альфред Хичкок. Например, в фильме «Веревка» герой разбивает бокал и режет руку. Однако в следующем эпизоде, когда ему гадают по руке, никаких следов пореза уже не видно. Этим умышленным ляпом Хичкок только нагнетает ужас.
НАДО ЖЕ!
В США существуют специальные любительские организации, которые ищут в определенном фильме киноляпы и сообщают о них широкой публике. Так, среди голливудских фильмов лидирующее место по количеству ляпов в 2008 году занимает лента «Индиана Джонс и Королевство Хрустального Черепа». Их насчитали ровно 40 штук.
– В России также есть агентство, которое специально выбирает фрагменты с киноляпами, – говорит Елена Слатина, шеф-редактор программы «Кино в деталях» с Федором Бондарчуком» (СТС), Оно делает подборку из нескольких фильмов и продает телепрограммам, которые с удовольствием ставят ее в эфир. Мне в свое время тоже предлагали такие блоки.
ТИПЫ ЛЯПОВ
РЕКВИЗИТОРСКИЕ
Сериал «Ликвидация»
Давид Гоцман в 6-й серии надевает мундир с наградами, одна из них – медаль «За взятие Кенигсберга», а в 8-й серии рассказывает о том, что воевать закончил уже под Киевом, а бои под Кенигсбергам были намного позже, и после года госпиталей оказался в Одессе. Откуда медаль – непонятно.
МОНТАЖНЫЕ
«Не родись красивой»
Секретарша Вика часто доходила до двери с подносом, на котором были видны чашки с кофе, а когда пересекала порог, чашки превращались в стаканы с водой или соком.
«Кто в доме хозяин»
Главная героиня легко могла уйти из гостиной на кухню в коричневых туфлях, а вернуться обратно в черных. Она же в одной серий начинала печь торт с прямыми волосами, а заканчивала уже с вьющимися локонами.
– Такое случалось, – соглашается исполнительница этой роли Анна Невская. – Просто иногда мы начинали снимать сцену в один день, а заканчивали в другой. Порой отслеживать внешний вид героини не успевали. Но киноляпы – это же забавно. Помните, в советское время шел сериал «Большая перемена»? Герой Александра Збруева Ганжа обжег на заводе правую руку, а когда он пришел в медсанчасть, то ему забинтовали левую. А на улице в бинте опять оказалась правая.
СЦЕНАРНЫЙ
«Татьянин день»
В начале сериала, когда Татьяна Разбежкина приехала в Москву, в кадр крупным планом попали ее документы, где видна дата ее рождения – 25 января 1983 года. Ей 22 года, а значит, действие происходит в 2005 году. Вскоре она попадает в колонию, из которой возвращается в Москву с 5-летней дочерью. Получается, что на дворе 2010-й или даже 2011 год!
ДЕКОРАТОРСКИЙ
«Штрафбат»
Комбат Твердохлебов ведет бойцов по дороге, по обочине которой растет борщевик. Между тем это растение было завезено на территорию СССР уже после войны, как кормовая трава. И только в 60-х оно вытеснило с обочин бурьян.
СЛОВО ПСИХОЛОГУ
Если вы видите ляпы, то вы...
– Зрителей условно можно разделить на тех, кто видит ляпы, и кто – нет, – рассказывает Елена Новоселова. – У первых над эмоциями преобладает логика. Такие люди хорошо выполняют кропотливую работу, когда нужно, что называется, выискивать блох. Их минус в том, что за «деревьями они порой не видят леса». Из-за пары ошибок фильм у них оставит плохое впечатление, и гениальную игру актеров они просто не заметят.
А те же, кто ляпов не видит, воспринимают фильм более эмоционально, следят за развитием сюжета, не обращая внимания на детали.
Виктория ВОЛКОВА, Роман ГАЛЬЧЕНКО, Оксана ТРУХАН
А мы говорим - Кира не в том месте вылезла...