Очень люблю этот фильм. Он самый настоящий ..."из детства". До сих пор смотрю его с большим удовольствием и давно хотела здесь о нем написать. Недавно увидела в какой-то передаче взрослых Егора Дружинина(Васечкин) и Ингу Ильм(Маша). они вспоминали съемки. Егор все такой же, а Инга стала совсем взрослой, но от Маши в ней тоже много чего осталось...улыбка... В СССР было снято много фильмов о лете. Один из самых веселых – "Приключения Петрова и Васечкина: обыкновенные и невероятные" 1983 года.
Сейчас в это трудно поверить, но невинный детский мюзикл пролежал на полке Госкино целых два года. Первым актом комедии стал визит Владимира Аленикова к директору телевизионного объединения "Экран", который должен был дать "добро" новой картине. К удивлению режиссера, фильм не просто не приняли, а не приняли со скандалом. Директор стукнул кулаком по столу и сказал: "Вот этого показывать мы не будем никогда! Это не пионерская музыка, не пионерская пластика и вообще сплошные американизмы".
На самом же деле едва ли не впервые в советском кинематографе дети стали похожи на самих себя. Хотя исключения, тот же "Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен" были, конечно и до "Петрова и Васечкина".
В большое кино образы тихони и фантазера пришли из "Ералаша", для которого работал Владимир Алеников. А если начинать с самого начала, то у него был хороший школьный приятель Петя. Петров списан в первую очередь с него. А Васечкин – это фамилия еще одного мальчика из их школы. Хотя, с другой стороны, Васечкин – это и сам режиссер в детстве – очень резвый и энергичный. Предложение Одесской киностудии написать сценарий о Петрове и Васечкине поступило Аленикову весьма вовремя. Рассказов про Петрова и Васечкина у него накопилось уже порядка полусотни.
Для своей первой официальной полнометражной картины "Приключения Петрова и Васечкина" Алеников набрал большую команду дебютантов. В поисках детей перешерстили всю Москву, Киев, Одессу и Ленинград. Через руки киношников прошло около семи тысяч ребят. В итоге всю троицу обнаружили в Ленинграде. Васечкиным по воле случая, а вовсе не по блату, стал сын хореографа ленты, а ныне театрального режиссера Владислава Дружинина. Когда, пройдя все пробы, Егор Дружинин был утвержден на роль, он спросил у режиссера: "А Петрова вы нашли? Если нет, я вам сейчас его приведу". Его приятель Дима Барков, с которым он сидел за одной партой, оказался идеальным кандидатом на роль. Больше никого искать было не надо. Сыгравшая Машу Старцеву Инга Ильм сразу покорила всю съемочную группу. По прочтению сценария заявила: "Знаете, я думаю, что это очень хорошая трогательная история любви, но она должна быть смешная, потому что дети еще маленькие". Окончательно вопрос в ее пользу решил такой случай. Режиссер отозвал в сторону Петрова и Васечкина, указал на стоящую неподалеку группу девочек и спросил: "Скажите мне честно, кто из них настоящая Маша Старцева?". Ребята хором заявили: "Инга". Вопросов больше не было.
Режиссера Владимира Аленникова обвинили в том, что в фильме представлены "не пионерская музыка, не пионерская пластика и вообще сплошные американизмы". Парадокс советской цензуры заключался в том, что после "закрытия" одного кино, Аленикову поручили тут же снимать другое, причем о тех же Петрове и Васечкине. Несмотря на протесты режиссера, которого перспектива всю жизнь снимать фильмы о двух мальчишках совсем не радовала, резолюция начальства была вполне четкая: "Надо – значит, надо".
Так возник второй шедевр из пионерской жизни – "Каникулы Петрова и Васечкина". В основу двух серий детского мюзикла – "Хулиган" и "Рыцарь" – легли до боли знакомые литературные хиты "Ревизор" и "Дон Кихот". В итоге вышла совершенно невероятная сатира: пионеры в роли чиновников, дающих взятки, и председатель совета отряда в виде городничего, трясущегося от страха перед начальством. Такого поругания пионерской чести советские кинобоссы выдержать не могли. Приговор был короток, но красноречив: "Спасибо. До свидания". Фильм отправился на полку, а карьеру Аленикова можно было считать практически завершенной.
Но пока в Москве "Петров и Васечкин" благополучно пылились в недрах монстроподобного Госкино, Одесская студия на свой страх и риск стала посылать обе ленты на всевозможные кинофестивали. Как и следовало ожидать, веселые истории заработали кучу призов в Киеве, Хихоне и Братиславе. Алеников решил обратиться лично к самому председателю Гостелерадио Сергею Лапину. Тот ответил: "Ну, голубчик, а что же вы хотите? Фильмы-то очень уж плохие. Просто ужасные, невозможно смотреть". На отчаянные доводы режиссера об успехах картин на международных фестивалях последовали обескураживающие слова: "Так это же капиталистические фестивали. Они специально награждают, чтобы нас подставить. У вас вообще, голубчик, есть какая-то другая профессия? Нет? Очень жаль, потому что в кино вы больше работать не будете. Всего вам доброго". Как выяснилось позднее, по старинной советской традиции Лапин даже и не думал смотреть "Петрова и Васечкина".
Два года пролежал на полке Госкино детский мюзикл "Приключения Петрова и Васечкина: обыкновенные и невероятные" 1983 года. Но режиссер Владимир Аленников сдаваться не собирался. Он решил обратиться к руководителю партии товарищу Андропову. Самым сложным было, конечно, добраться до генсека. Алеников вспомнил, что его дочь работает в журнале "Музыкальная жизнь". Режиссер тут же отправился в редакцию, где и нашел свою последнюю надежду в лице Ирины Юрьевны Андроповой.
"После того, как я столкнулся с дочерью генсека, между нами завязался весьма примечательный разговор, – вспоминает Владимир Аленников. – Отступать дальше было некуда, поэтому я сразу же перешел в атаку: "Здравствуйте, Ирина Юрьевна, я такой-то режиссер, снял такие музыкальные фильмы. Мне бы очень хотелось, чтобы вы их посмотрели. Все-таки ваш журнал музыкальный. Я очень почитаю ваше издание и ваш талант, поэтому мне очень важно, как вы откликнитесь". Дочь Андропова при таком напоре охватил легкий шок: "Ради бога, я сейчас позову сотрудника, который специализируется по кино, а я занимаюсь совсем другими вещами. Поверьте, у меня совершенно другие интересы". Но режиссер не отступал: "Одну секундочку, Ирина Юрьевна. Понимаете, дело в том, что ваши статьи и публикации производят на меня наиболее сильное впечатление, поэтому для меня принципиально, чтобы именно вы могли оценить то, что я сделал. У вас есть дети? Ну вот и отлично. У вас – дети, а у меня – детское кино. Давайте покажем его ребятам и посмотрим на их реакцию. Я все сделаю, чтобы вам было удобно. Может быть, у вас дача есть. Есть? Ну, вот видите. Я готов привезти фильмы даже на дачу. Не надо? Хорошо, я приеду на студию". Через полтора часа таких уговоров Ирина Юрьевна сдалась.
Дело было в пятницу, о встрече договорились на понедельник. Владимир Аленников почувствовал себя хозяином положения. Вернулся домой, позвонил на студию в приемную директора и попросил заказать зал на понедельник на пять часов подряд. После чего произнес свою звездную фразу: "Семья Андроповых приедет смотреть мое кино". Далее события начали развиваться молниеносно. В субботу в восемь утра в квартире Аленикова раздался звонок. Режиссеру сообщили, что волноваться не из-за чего, всё идет замечательно, и "Петров и Васечкин" уже стоят в плане показа. Пожелав Аленикову всего хорошего, она посоветовала ему как следует изучить телевизионную программу. Как был, в пижаме, ошарашенный режиссер помчался к почтовому ящику, извлек оттуда газету "Правда" и с удивлением обнаружил, что на следующую субботу и воскресенье намечена премьера многострадальной ленты. Многим пришлось здорово попотеть в пятницу вечером, чтобы успеть изменить все планы и успеть внести соответствующие изменения в типографии. В связи с таким неожиданным поворотом событий надобность в высочайшем просмотре отпала сама собой. Андропова и Алеников созвонились, пожелали друг другу удачи и отменили предполагаемый киносеанс.
Егора Дружинина на пробы привел отец – хореограф ленты. Мальчику дали ему задание: "Представь, что ты хулиган". Егор тут же крикнул ассистентке режиссера: "Тетка, дай закурить!". А потом он с другом и одноклассником Димой Барковым уехали в летний пионерский лагерь. Однажды во время тихого часа к Егору приехали папа и режиссер Владимир Аленников. Втроем они отправились читать отрывки сценария. Любопытный Дима Барков пошел за ними. Тогда Егор, посчитав, что взрослому негоже произносить реплики мальчика, предложил попробовать друга на роль тихони Петрова. Вопрос с героями был решен.
Потом съемочная группа поехала в Одессу. Над первой частью работали летом и осенью. Для всех детей на съемках организовали актерскую школу: преподавали сценическую речь, движение, хореографию, вокал, давали уроки актерского мастерства. Муштровали ежедневно в течение полутора месяцев. Заставляли ходить и в обычную одесскую школу. Детей все взрослые участники съемок очень любили. В бутафорском цехе им сделали настоящие рогатки – профессионально сработанное оружие. Не раз охрана киностудии снимала мальчишек с крыш. Самым большим другом был пиротехник. Егор и Дима с ним заключили договор: за каждую "пятерку" в школе можно сделать по холостому выстрелу из любого оружия.
"Я попала в фильм чудом, – говорит Инга Ильм. – В руки режиссера угодила моя фотография, где мне шесть лет. А в жизни было уже одиннадцать!.. Возраст у Егора с Димой был такой, когда мальчишки – самые веселые, смешные, фантазийные. Мы играли в ковбоев, в пиратов. Показывали родителям и съемочной группе капустники. Как-то утащили у гримера банку "крови" и пугали всех кровавыми ножами и кровавыми лужами. Писали записки "К вам придет Фантомас!" и оставляли их в подъездах домов".
"Приключения Петрова и Васечкина" начались с "Ералаша". К тому времени детское юмористическое кино оставалось чуть ли не единственным местом, где Владимир Аленников мог снимать фильмы на официальных началах. Первые свои три картины он снимал на собственные деньги, которые зарабатывал переводами. Покупал пленку на задворках у операторов, монтировал по ночам на студии, платил сторожам… Тогда и возникла идея пойти в только что открывшийся журнал "Ералаш". Собрав волю в кулак, Аленников обратился к Александру Хмелику и Борису Грачевскому.
Хмелик предложил придумать ему какой-нибудь сюжет. Через день Владимир Аленников показал ему тридцать восемь историй. Для него это не составило особой проблемы. Одно время он преподавал в школе, был даже исполняющим обязанности директора. Так началась карьера Аленникова в "Ералаше". Постепенно среди прочих киножурнальных персонажей обозначились два не обремененных излишними знаниями и строгой дисциплиной школяра – Петров и Васечкин. Поначалу их внешний и внутренний облик спонтанно варьировался, но с годами приобрел вполне конкретные черты. Петров – слегка упитанный добродушный романтик, Васечкин – юркий шалопай. Такие смачные типажи просто не могли остаться незамеченными. С ними надо было что-то делать. И Аленников несмотря на сопротивление цензуры сделал два полнометражных фильма.
Для "Приключений Петрова и Васечкина" Аленников набрал большую команду дебютантов. К ужасу чиновников от кино, впервые на экране появились раскрепощенные, независимые дети. В ленте снималось много замечательных взрослых актеров. Анатолий Кузнецов, например, сыграл самого себя. Вернее, второй раз в жизни, спустя 12 лет, он снова стал товарищем Суховым. Для достижения абсолютного сходства с героем "Белого солнца пустыни" пришлось даже разыскать на "Ленфильме" его старую красноармейскую гимнастерку и полностью восстановить грим.
Судьба легендарной троицы сложилась по-разному. Но, судя по всему, Петрову, Васечкину и Маше удалось найти себя в жизни. Егор Дружинин – хулиган Васечкин – закончил Ленинградский институт театра, музыки и кино. Некоторое время проработал в питерском ТЮЗе. Потом уехал в Нью-Йорк, где окончил знаменитую танцевальную школу. На конкурсе степистов в Нью-Йорке получил золотую медаль, оставив далеко позади себя традиционно сильных в танцах афроамериканцев. Сейчас Егор живет в Петербурге. Он стал достаточно известным хореографом. Все движения в некоторых клипах Филиппа Киркорова и "Блестящих" – его непосредственная заслуга, он же заменил Филиппа Киркорова в мюзикле "Чикаго".
Тихоня Петров – Дима Барков – сначала ударился в бизнес. Это, собственно, ему удалось – дела шли замечательно. Но совсем неожиданно его снова потянуло в актеры. В результате он недавно закончил Петербургскую академию театрального искусства. Даже после успеха своего дебютного фильма Инга Ильм ни за что на свете не хотела становиться актрисой. Она собиралась быть биологом, бредила белыми мышами. Но судьба распорядилась по-иному, и сейчас Инга – актриса Московского театра имени Пушкина, работает на телевидении. Она снялась в огромном количестве самых разных картин. Вышла замуж за ирландского режиссера. Живут они в Москве. Правда, одно время она, так же, как и Егор, уезжала в Штаты. Но потом вернулась. Здесь ей нравится намного больше.
Отчаянный храбрец и выдумщик Петя Васечкин и его друг - скромный Вася Петров - ученики 4-го класса, В родной школе об их приключениях знают все. Неразлучные друзья не скучают сами и не дают скучать другим. Поход в кино, ремонт класса, отдых на берегу моря, урок труда или географии, школьный спектакль с участием Васечкина и Петрова обязательно превращаются в невероятные и смешные истории, участниками которых оказываются и одноклассники, и учителя, и соседи по дому. Но больше всех достаётся их "даме сердца" - отличнице Маше Старцевой. Именно ей ребята хотят выразить свои чувства, но не знают как. До тех пор, пока в их руки не попадает комедия Шекспира "Укрощение строптивой"...
"
"Каникулы Петрова и Васечкина"
Музыкальная кинокомедия о веселых приключениях двух друзей - Васи Петрова и Пети Васечкина, знакомых по фильму
"Приключения Петрова и Васечкина". Неистощимые на выдумки ребята - ученики четвертого класса. Герои повзрослели, но с ними каждый день опять что-нибудь да приключается, даже во время летних каникул...
Жанр: Детский/Семейный, Отечественный
Год: 1984
Кинокомпания: Одесская киностудия
Актеры: Егор Дружинин, Дмитрий Барков, Инга Ильм, Софико Чиаурели, Филипп Алеников, Инна Аленикова, Ираклий Учанейшвили, Тамуна Беридзе, Аркадий Шалолашвили, Борис Яновский.
Второй фильм мне нравится больше. Обожаю песни из этой части.
Писать могу много, но его лучше посмотреть.